Выставки
Выставка «Башни Кавказа: Дагестан и Ингушетия»

18 апреля 2018 г. ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан, ГКУ «Ингушский Государственный музей краеведения им.Т.Мальсагова» (г. Назрань) и Национальной библиотекой им.Р.Гамазатова открыл фотовыставку  «Башни Кавказа: Дагестан и Ингушетия».

Открыла выставку генеральный директор этнографического музея «Дагестанский аул» З.З. Сулейманова.

Целью выставки является показать подрастающему поколению культуру и самобытность своего края, знакомство  с историческим наследием народов Северного Кавказа и их традициями, а также напомнить, что это культурное наследие нуждается в постоянной заботе и защите.

Одиночные башни и башенные ансамбли – неотъемлемая часть пейзажа высокогорных районов. Башня – один из наиболее устойчивых и универсальных пространственных архетипов культуры. Башенные сооружения (боевые, сигнально-сторожевые и родовые) горцев Северного Кавказа выступают одновременно и как региональные, и как общечеловеческие значимые проявления народной культуры.

Во многих сёлах Дагестана можно увидеть, большей частью, полуразрушенные башни, которые напоминают о событиях давно минувших дней. Большинство из них относится к ХVIII-XIX вв., только боевые башни,  сооружавшиеся с большим запасом прочности, восходят к XV-XVII вв., самые ранние – к XII в. В основном башни предназначались для защиты от внешнего врага, использовались они и при междоусобных стычках, а в отдельных случаях – как сельская тюрьма. Одни сооружались на средства всего села, другие были родовыми.

Располагались боевые башни на краю селения или в отдалении от него, жилые башни строились внутри села, среди них выделяются дома-башни,  имевшие меньшие размеры и пристроенные хозяйственные помещения (с.Гочоб Чародинский р-н). Боевые башни выше жилых и вдвое уже, поэтому более приспособлены для обороны.

Материалом для строительства служил неотёсанный «рваный» камень сланцевой породы, собираемый с горных осыпей или колотый, без придания ему правильной формы. Каменная кладка велась насухо или с применением глины в качестве связывающего раствора, а также для заполнения пустот между камнями. Мастерство каменщика сказывалось в умелой подгонке неотёсанных кусков камня, и в этой области мастера-горцы достигали большого совершенства, возводя башни высотой от 9 до 20 м при 1,5- метровой  толщине.

Расцвет камнерезного искусства в горном Дагестане наблюдается с XIII в. В это время выделяется слой профессиональных мастеров-зодчих по архитектурно-декоративным работам. Ими были построены величественные боевые, сигнальные и сторожевые башни селений Ицари, Зубанчи, Амузги и др.

Квадратные боевые башни были примерно одинаковой величины по всему Дагестану: высота – 20-25 м, сторона плана – 5-5,5 м. Этажей обычно пять, редко шесть-семь (с. Мусрух  Шамильского р-на). В Дагестане есть также сторожевые башни, находящиеся вдали от сел. С них вели обзор охраняемого села. Иногда они находились в важных с экономической и культовой точки зрения местах, где имелись объекты культурного наследия горцев, включая наскальные изображения, вырубленные в скалах зернохранилища (с.Зубанчи Дахадаевского р-на), караванные дороги и т.п.

По всему Большому Кавказу боевые башни почти исключительно квадратные в плане. Здесь сказалась древнейшая традиция строительства прямоугольных в плане жилищ. Круглые башни здесь не привились, несмотря на их явное преимущество при ведении кругового обстрела и  устойчивость против стенобитных машин, разрушающих прямоугольные башни путем выбивания угловых камней.

Круглоплановые башни были распространены в Закавказье и Передней Азии. На Северном Кавказе круглые башни есть только в Дагестане. Единственной хорошо сохранившейся из них является Ицаринская круглая башня в Дахадаевском районе. Село Ицари образовалось в XVI в. в результате слияния четырёх сёл. С дозорной башни подавался сигнал о приближении врага. Башня, заметно суживающаяся кверху, имеет четыре этажа высотой 16 м, диаметр нижнего этажа – 6,6 м, толщина стен - 1,4 м. Попадали в башню по верёвочным лестницам, которые затем убирались, через люки в потолке сообщались и все этажи башни.

Башня увенчана декоративным карнизом на кронштейнах, имитирующим машикули. С западной стороны между кронштейнами вставлен резной камень с арабской надписью. Судя по начертанию надписи, башня сооружена не ранее XVв. Поскольку её бойницы предназначены для стрельбы из лука, Ицаринская башня была построена до появления в Дагестане огнестрельного оружия в XVI в., что даёт основание датировать её не позднее этого времени.

Зубанчинская башня выделяется среди других массивностью нижних  блоков и большей прочностью. Учитывая отсутствие на трех стенах бойниц, есть предположение, что башня  имела и ритуальное значение. Имеющаяся одна «бойница», скорее напоминает смотровое окно и, судя по его размещению с южной стороны, могла служить местом наставника молитвы, т.к. напоминает михраб. Если это так, то мы имеем дело с особым типом башни-мечети.

Всего на территории Дагестана зафиксировано 310 оборонительных сооружений, включая 235 башен: из них 26 федерального и 209 регионального значения.

Ингушские боевые башни наиболее совершенны в техническом и архитектурном отношениях и наиболее интересны по облику. В Ингушетии выработался единый стиль архитектуры, для которого характерны компактность и лаконичность объема, сужающийся кверху силуэт, квадратный или прямоугольный план, каменная гребенчато-ступенчатая крыша, известковая обмазка с желтой покраской фасадов. Резко выраженное сужение вайнахских башен в следствие утончения стен и их наклона внутрь требовало большого мастерства от каменщика. Делалось это для того, чтобы камни, сбрасываемые с балкончиков-машикулей, рикошетировали, ударяясь о стену, и затем падали, поражая осаждающих в разных местах.

Ступенчато-пирамидальная крыша, выполненная ложным сводом – характерная особенность ингушских башен. Снаружи на каждом ряде камней сделан карниз из шиферных плиток, а наверху устанавливался шпилеобразный камень полуметровой высоты. Благодаря наличию каменной крыши такие башни хорошо сохранились до сих порСтроительство подобных башен стоило дорого: только мастерам за работу надо было платить 50 коров. Мастерство было фамильным и предавалось из поколения в поколение. Только богатый и сильный род имел возможность построить башню классического типа. Располагались они в долинах или на пологих склонах, так как села здесь нуждались в усиленной обороне.

Имелись в Ингушетии и башни другого типа: с плоской земляной крышей и технически менее совершенные. Располагались они в труднодоступных местах и на более бедных земельных участках. Ярчайшим примером башни без каменного пирамидального венчания является фантастический замок Воунашки: две башни увенчивают шпилеобразную скалу, к которой лепятся развалины жилищ.

Поразительны оригинальность архитектуры и высочайшее мастерство средневековых строителей в краю, почти не имевшем общения с внешним миром. Как молчаливые стражи стоят в горах Кавказа башни, уже много веков повествуя нам о чем-то очень важном.

На открытии также выступили:

Плиева З.М. – зам. директора ГКУ «Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова».

Кахриманов З.Н. – руководитель Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан.

Магомедов А.Д. – гл. науч. сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН.

Керимов М.Д. – архитектор.

Магомедов К.М. – председатель Союза художников РД.

Эльдаров Э.М. – председатель Региональной общественной организации «Дагестанское географическое общество».

 
Выставка «Сраждин Батыров. Эскизы костюмов»

6.04.2018г. ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл выставку «Сраждин Батыров. Эскизы костюмов» в выставочном зале  Центра этнической культуры.

Открыла выставку генеральный директор этнографического музея «Дагестанский аул» З.З. Сулейманова.

На выставке представлено 88 эскизов народных костюмов, а всего Батыров создал 150 эскизов. В настоящее время выявлено только 124.

Данная выставка посвящена одной из самых важных направлений деятельности  Батырова – реконструкция традиционной ногайской одежды и созданию сценического костюма. В поисках необходимой информации Сраждин использовал все возможные источники: историческую и этнографическую литературу, рисунки путешественников и исследователей Кавказа прошлых эпох, фотографии конца ХIХ начала ХХ века, материалы музеев, еще сохранившиеся в народной среде костюмы и их фрагменты, рассказы стариков. Можно смело сказать, что Батыров стоял у истоков этнического стиля в Дагестане.

С именем Сраждина Батырова связана не одна страница в истории культуры ногайского народа. Это был поистине универсальный талант. Скоропостижный уход Сраждина в 41 год оборвал, к сожалению, многие его начинания.

Он положил основы таких новых для ногайцев видов искусства, как живопись, сценография, хореография, реконструкция и дизайн костюма.

Главное детище всей его жизни – создание фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай» (ног. «Кружись, луна»). Работа по созданию «Айланай» включало несколько направлений, непосредственно связанных с народной ногайской культурой, каждое из которых требовало отдельного изучения и осмысления. Батыров работал с группой единомышленников (музыкант и композитор Я.Кудайбердиев, музыкант и певец К.Зарманбетов, зав.отделом культуры Ногайского района Н.Муталипова), но главная нагрузка падала на него. Он сам до мельчайших подробностей разрабатывал эскизы костюмов, подбирал ткани, продумывал аксессуары, заказывал их в Москве на фабрике ВТО, отбирал талантливую молодежь, а затем кропотливо обучал ее старинным танцам своего народа.

Его эскизы – это всегда не просто «вариации на тему», а точная историческая реконструкция с возможно более полной информацией о ней. Он указывает время, эпоху и какому социальному сословию принадлежит костюм. Свои знания в области народной культуры  постоянно использовал в живописных произведениях, таких как «Ритуальный танец», «Невеста», «Кызылгюль», «Из прошлого» и др. Необходимо отметить и художественный аспект эскизов Батырова. Каждая работа – это самостоятельное произведение одновременно и графики, и живописи, и декоративно-прикладного искусства.

Кроме основной поставленной задачи – реконструкции традиционного костюма, Батыров изображал и образ человека. Но Батыров и здесь подходит к работе не только как этнограф, но и как настоящий художник. Каждый образ имеет свой характер, индивидуальность. Женские образы отличаются особой утонченностью, изяществом и женственностью.  Мужские образы обаятельны особым благородством восточных лиц, чувством собственного достоинства, внутренней цельностью.

С созданием костюмов для «Айланая» не закончилась работа Батырова по реконструкции народного костюма. Историческая достоверность и прекрасное знание народной культуры привлекли к вниманию многих хореографов как в Дагестане, так и за его пределами. Он создал десятки замечательных эскизов костюмов для ансамблей «Лезгинка», «Песни и танцы народов Дагестана», чечено-ингушского «Вайнаха», каракалпакского ансамбля народной песни и танца «Айгулаш»,  которые востребованы до сих пор.

Безусловно, художник реализовал лишь малую часть своего дарования в данной области искусства. Но то, что он успел создать, будет всегда востребовано этнографами, хореографами, дизайнерами одежды.

На открытии также выступили:

Петенина Т.П. – зам. ген. директора.

Гаджиев М.Х. – зам. министра культуры.

Батырова А.А. – супруга С. Батырова.

Супьянов И.К. – художник, однокурсник С. Батырова.

Гусейнова П.К. – АРТ-директор Центра этнической культуры.

Магомедов К.М. – председатель Союза художников Р.Д.

Батырова Вагидат – сестра С. Батырова.

 
Выставка «Из истории народно-художественных промыслов Советского Дагестана»

22 марта 2018 года ГБУ «Музей-заповедник-этнографический  комплекс «Дагестанский аул» совместно с ГКУ «Центральный государственный архив Республики Дагестан» открыл фото-документальную выставку «Из истории Народно – художественных промыслов Советского Дагестана», посвященную 97-летию со дня образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ДАССР).

Открыла выставку генеральный директор этнографического музея  «Дагестанский аул» З.З. Сулейманова.

Принятое судьбоносное решение открыло перед дагестанским народом путь дальнейшего развития, широкие возможности для расцвета национальной культуры.

Пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры народов Дагестана.

Вначале 20-го столетия в традиционных центрах народных художественных промыслов были созданы артели, а в 60-х годах преобразованные в художественные фабрики и комбинаты.

В массовом порядке выпускались разнообразные изделия из серебра, ковры, различные предметы из дерева с металлической насечкой и инкрустацией, художественную керамику, вышитые и вязаные изделия.

Культура и традиции народов Дагестана–края замечательных мастеров, очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение.

Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности.

Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

Высоким уровнем развития отличилась оружейное и ювелирное дело в селеньях Кубачи, Кумух, Харбук, Гоцатль, Унцукуль, Амузги;

-в ковроткачестве город Дербент, селенья Ахты, Рутул, Хив, Верхнее Казанище, Дылым, Хунзах;

-золотошвейным и кайтагской и усишинской вышивкой занимались женщины села Кумых, Гапшима, Маджалис, Чох, Кубачи, Каякент;

-обработка металла и медно-чеканного производства занимались села Кумух, Гоцатль, Кубачи;

-производство художественной керамики и гончарного дела село Балхар, Суливкент, Испик, Кала, Джули.

Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли

-кубачинские мастера Г.Кишов, А.Ахмедов, Ш.Мунгиев, Р.Алиханов, Г-Б. Магомедов, М.Магомедова, А.Гусейнов, А.Абдурахманов;

-гоцатлинские мастера М.Джамалудинов, Б.Гимбатов;

-унцукульские мастера И.Абдуллаев, М.Гасанов, А.Абдуллаев, А.Магомедов, братья Газимагомедовы, М.Макачев;

-балхарские мастерицы П.Османова, Х.Магомедова, А.Сулейманова, З.Умалаева;

-ковровщицы Южного Дагестана У.Абдулкеримова, Г.Ризаханова, Г.Агабалаева, А.Агасива, Н.Кафланова, Г.Аллахвердиева и многие другие, которые многократно участвовали в международных выставках и награждались серебряными и золотыми наградами, пропагандируя традиционную культуру и народные промыслы Дагестана.

Мастерам народного искусства присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств и народных художников Дагестана, Российской Федерации,  награждены орденами и медалями СССР и России.

Традиционное художественное ремесло Дагестана и сегодня активно используются для целей художественного и трудового обучения в системе профессионально-общеобразовательного и специального школьного образования республики.

Опыт дагестанских педагогов перенимают во многих областях и республиках страны.

Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью общероссийской  традиционной культуры.

На открытии также выступили:

Бекаева Ольга Владимировна – директор ГКУ «Центральный государственный архив Республики Дагестан»

Маммаев М.М. – гл. науч. сотрудник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Газимагомедов Г.Г. – помощник министра по туризму и НХЛ РД.

Магомедов К.М. – председатель СХ РД.


 
Выставка «Многообразие красок Кавказа»

7 декабря 2017 года в Национальном музее Чеченской Республики  открылась Межрегиональная передвижная выставка изобразительного искусства «Многообразие красок Кавказа» Музея-заповедника-этнографического комплекса «Дагестанский аул» (г. Махачкала).

На выставке присутствовали деятели культуры и искусства Чечни, представители творческой интеллигенции, студенты факультета искусств Чеченского государственного педагогического университета и Чеченского государственного колледжа культуры и искусств им. В.А. Татаева, а также представители СМИ. В состав дагестанской делегации, представляющих выставку в Национальном музее ЧР, вошли: заместители директора Музея-заповедника этнографического комплекса «Дагестанский аул» Татьяна Петенина и Амирбек Абдуллабеков, директор Дагестанского художественного училища им. М. А. Джемала Мухтар Камбулатов, а также художники и преподаватели училища Магомед Даудов и Рустам Ахмедов. Почетными гостями выставки стали: известный чеченский художник, Заслуженный работник культуры РФ Адам Ильясов, Заместитель директора Мемориального комплекса славы им. А. А. Кадырова Висан-Паша Ахматов, член Союза художников РФ, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Чеченского государственного колледжа культуры и искусств им. В.А. Татаева Муса Тарамов.

«Многообразие красок Кавказа» - это собрание работ 30 авторов, более 70 произведений изобразительного искусства, включая 36 живописных работ и 8 графических (из них 4 офорта), 5 акварелей и 2 работы по сценографии. Представленные произведения принадлежат к разным поколениям и разным стилистическим направлениям – от академической школы до импрессионизма, от наивного искусства до беспредметного. Но всех их объединяет любовь к родному Дагестану, земле предков, к древней культуре.

По словам заместителя директора Музея-заповедника этнографического комплекса «Дагестанский аул» по научной работе Татьяны Петениной, выставочный проект «Многообразие красок Кавказа», имеющий формат передвижной выставки, начал свою работу в 2013 году. И благодаря его успеху в городах и районах Дагестана, было решено представить проект и в других регионах страны. Выставка тепло была принята в Ингушетии (г.Назрань) и теперь перешла в Чеченскую Республику, после чего отправится в другие города России. Петенина поблагодарила руководство Национального музея за теплый прием и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.

«Только через такие культурные мероприятия, через такие выставки укрепляются дружба и взаимоуважение между народами» - с такими словами заместитель директора Музея-заповедника этнографического комплекса «Дагестанский аул» Амирбек Абдуллабеков преподнес Национальному музею ЧР уникальный презент – вазу, изготовленную унцукульскими мастерами.

В свою очередь, благодарность за проведение данной выставки дагестанским коллегам выразили в своих выступлениях и приглашенные гости мероприятия. Художник Адам Ильясов отметил, что представленные картины глубоко его впечатлили и вызвали ностальгию по временам его молодости, когда он учился в Махачкале. Выставки такого уровня, по его словам, это настоящий праздник для всех, кто неравнодушен к изобразительному искусству.

Высоко оценил экспозицию и заместитель директора Мемориального комплекса славы им. А. А. Кадырова Висан-Паша Ахматов: «Сильная и очень важная, патриотическая сторона мастеров живописи Дагестана – умение воспеть красоту родного края». Он также отметил, что Дагестанское художественное училище им. М. А. Джемала в свое время выпустило много выдающихся чеченских мастеров, и подобные выставки являются важным подспорьем в воспитании нового поколения художников нашего края.

«В каждой картине, которую мы здесь лицезреем, присутствует душа Дагестана, любовь его народов к своей Отчизне. Подобные проекты сближают народы Кавказа, и всегда радует, когда они обретают статус межрегиональных. Потому что таким образом все россияне могут увидеть истинную красоту Кавказа, узнать лучше его историю, оценить талант и мастерство наших художников» - подытожила заместитель генерального директора Национального музея ЧР по научной части Тамара Эльбуздукаева.

После официального открытия выставки для всех желающих была проведена экскурсия по экспозиции, в которой представлены портреты, натюрморты, жанровые композиции с преобладанием жанра пейзажа. На полотнах запечатлены горные и архитектурные пейзажи: крохотные аулы, приютившиеся на уступах отвесных скал, и большие селения, раскинувшиеся в цветущих долинах, панорамные виды и узкие улочки старых аулов, уникальные памятники горской архитектуры и руины покинутых селений, интерьеры традиционного дома и его обитатели, занятые повседневными делами. Есть и абстрактные произведения, когда художник работает почти интуитивно, на уровне подсознания, приглашая зрителя в свой мир ассоциаций.

Приятным дополнением к выставке стал мастер-класс по живописи и графике от художников, преподавателей специальных дисциплин Дагестанского художественного училища им. М. А. Джемала Рустама Ахмедова и Магомеда Даудова.

Выставка «Многообразие красок Кавказа» в Национальном музее ЧР продлится до 24 января 2018 года.

 
Выставка «Старые села – уходящая культура»

29 ноября 2017 г. ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с Агентством по охране культурного наследия РД, ГБУ «Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова» и  институтом языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН,  провел выставку «Старые села – уходящая культура» в зале Национальной библиотеки им. Р.Гамзатова.

Цель выставки – знакомства  посетителей со старыми селами Дагестана,  в которых протекала жизнь со всеми ее радостями и бедами, рождались дети, уходили старики, на крохотных террасных полях зеленели всходы, а на склонах гор паслись отары, в домах горел очаг и струился аромат свежего хлеба.

В представленных на фото - выставке «Старые села  – уходящая культура», мы как бы листаем  страницы нашей истории.

Необходимо отметить, что в силу особой привязанности горцев к отчему дому, родной земле, обычно села восстанавливались, иногда по нескольку раз, о чем писали еще дореволюционные историки.

В последующую эпоху многие мастера-оружейники, ювелиры, медники стали отходничать за пределами Дагестана. Они переезжали туда нередко семьями, кто-то возвращался на родину, а кто-то оставался. В это же время жители некоторых горных сел стали переселяться из своих труднодоступных аулов в более удобные места, расположенные недалеко от старых сел, которые вместе с дозорными и боевыми башнями, крепостными стенами приходили в запустение и постепенно разрушались.

Тем не менее, это была естественная миграция как результат поиска лучшей доли, что сопровождала человечество на всем пути его истории.

Вместе с древними селами исчезали целые пласты традиционной культуры. В первую очередь, это уникальная горская архитектура, среди памятников которой были настоящие шедевры народного гения. И наша огромная благодарность ученым-этнографам, кавказоведам, архитекторам – Е.Шиллингу,  Г.Мовчану, А.Гольдштейну, С.Хан-Магомедову, П.Дибирову, которые, глубоко понимая значимость горской архитектуры в контексте мирового домостроения,  успели зафиксировать, описать, отснять это уникальное явление.

Оставленные без надзора жилища в этих селах быстро приходят в разрушение. Проваливаются земляные крыши. Гибнут культурные остатки: вставки резных камней, деревянные детали архитектурного декора, мебель, утварь, намогильные камни. Сейчас на месте многих покинутых сел возвышаются руины, вызывающие, несмотря на всю их живописность, глубоко ностальгические настроения. Но до недавнего времени в некоторых из них все же теплилась жизнь: один-два жителя не смогли покинуть родные стены, несмотря на отсутствие электричества и элементарных условий.

P.S. Проблема оставленных сел имеет как научный аспект, так и социальный. В последнее время она привлекает все большее внимание дагестанской общественности. По инициативе Дагестанского географического общества создается фильм «Заброшенные села Дагестана», планируется исследовать покинутые селения в каждом районе республики, разработать дорожную карту для организации туристских маршрутов по этим селам. Но главное – не дать уйти в полное забвение, стать селами-призраками хотя бы некоторым из них. Для этого необходимо провести консервацию их руин, восстановление наиболее значимых памятников. А уж «народная тропа к ним не зарастет».

В выставочном проекте этнографического музея «Дагестанский аул» «Старые села – уходящая культура» представлены фотоработы:

Т.Курдиани (1975г.), С.Орловского (1975г.), Е.Староносовой (1977г.), А.Шемшурина (1985-88гг.), Е.Шемшуриной (1985-88гг.), Кожевниковой (1977-78, 1982-86гг.), а также К.Чутуева и Х.-М.Зургалова.

 
Акция «Ночь искусств»
 
Передвижная выставка «Многообразия красок Кавказа»

16 октября 2017 г.  ГБУ « Музей - заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл в ГКУ «Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова», г. Назрань Межрегиональную передвижную выставку изобразительного искусства  «Многообразия красок Кавказа» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

В церемонии открытия выставки приняли участие  сотрудники  музея краеведения, гости из Дагестана, представители Министерства культуры Республики Ингушетия, сотрудники других музеев республики, ученые из НИИ им. Ч. Ахриева, студенты университета, учащиеся художественных школ, общественные деятели.

Гостей приветствовали заместитель министра культуры Республики Ингушетия Вадилов Алихан Курашевич и директор музея краеведения Магомет Закриевич Сагов. Они отметили значимость данного мероприятия и важность всей работы по проведению обменных выставок для укрепления единства народа России и развития культуры ее народов.

В традициях Кавказа, гости и хозяева обменялись памятными подарками.

Много добрых слов в адрес гостей из Дагестана говорили: директор Назрановской художественной школы Лидия Гиреева, получившая профессиональное образование и продолжающая обучение в аспирантуре в Дагестане, представители ингушской науки и культуры, общественные деятели.

Руководитель делегации Дагестана, заместитель генерального директора музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул», Амирбек Рамазанович Абдуллабеков рассказал о деятельности музея в целом и о данном проекте. Амирбек Рамазанович особо отметил значение поддержки проекта «Многообразие красок Кавказа» Министерством культуры Российской Федерации. Заместитель генерального директора музея-заповедника этнографического комплекса «Дагестанский аул» по научной работе Татьяна Павловна Петенина и директор «Дагестанского художественного колледжа им. Джемела», Мухтар Гаджиевич Камбулатов, более подробно остановились на содержании выставки.

На выставке представлены 45 работ разных жанров заслуженных художников РФ и РД. В ходе выставки были проведены мастер-классы по живописи, графике и резьбе по дереву, организован показ национальных костюмов «Краски Кавказа».

Посетители выставки услышали очень содержательную лекцию Татьяны Павловны Петениной об искусстве народов Дагестана, рассказы об истории народных костюмов реставратора музея Майи Качуевны Гамаевой. Многие жители, школьники, студенты  и гости Ингушетии приняли участие в мастер-классах по живописи Рустама Ахмедова, по графике Магомеда Даудова и по резьбе по дереву Магди Караева. Так же, на все вопросы посетителей выставки отвечал научный сотрудник музея-заповедника Даудов Дауд Магомедович.

Выставка будет работать до 1 ноября 2017 г.

В данном тексте использованы материалы сайта ГКУ «Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова» ( https://igmkri.ru)

от 18.10.2017 г.

 
Выставка «Фестиваль стирает границы»

27 сентября 2017 года ГБУ  «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с ГБУ «Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова», ГБУ « Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи», ГБПОУ РД  « Художественное училище им. М.А. Джемала» и Министерством по делам молодежи РД организовали выставку в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова,  приуроченную к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который пройдет в Сочи в октябре 2017 года.

Открыла выставку генеральный директор этнографического музея «Дагестанский аул» З.З.Сулейманова:

«Дорогие коллеги!

Сегодня мы совместно с Национальной библиотекой Республики Дагестан им. Р. Гамзатова, Национальным музеем Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Дагестанским художественным училищем им. М. А. Джемала, при поддержке Министерства культуры Республики Дагестан и Министерства по делам молодёжи Республики Дагестан открываем выставку «Фестиваль стирает границы», посвященной XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов в г. Сочи.

Цель сегодняшней выставки – знакомство современного поколения с атмосферой и общим политическим контекстом тех незабываемых лет, а также с интересными фактами из жизни участников и очевидцев фестивалей.

В 1945 году после окончания Второй мировой войны тысячи представителей прогрессивного человечества и особенно молодежи всего мира ощутили необходимость международного единства, необходимость закрепить победу над фашизмом, не допустить развязывания новой мировой войны.

И поэтому  возникла идея создания представительных и массовых  международных объединений – таких, как «Всемирная федерации  демократической молодежи»  (ВФДМ, 1945 г.) и «Международный союз студентов» (1946 г.)

Именно на Всемирной конференции  молодежи в Лондоне (1945 г.) основана ВФДМ и встал вопрос о проведении крупной молодежной акции, встрече молодых людей всего мира, которая в случае успеха стала бы традиционной. И этот форум получил название фестиваль.

I Фестиваль молодежи и студентов прошел в июле-августе 1947 года в Праге, столице Чехословацкой Республики. В этом году ему исполнилось 70 лет.

Следующие фестивали прошли:

В Будапеште- II-й 1 (1949 г.)

В Берлине –III-й (1951 год;

В Бухаресте –IV- й – 1953 год;

В Варшаве - V- й – 1955 год;

В Москве –VI - й – 1957 год;

В Вене- VII - й – 1959 год;

В Хельсинки - VIII - й – 1962 год;

Всемирные фестивали молодёжи и студентов за 70 лет своего существования прочно вошли в сознание миллионов людей.

Наша страна уже дважды – в 1957 и в 1985 годах принимала у себя гостей Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году оставил  большой след в жизни молодежи, можно сказать, изменил мир советских девушек и юношей.

Настоящий праздник мира, дружбы и свободы, удививший своим масштабом и яркой программой, объединил на своих площадках в Москве более 34 тысяч гостей из 131 страны мира.

Это был самый запоминающийся праздник за всю историю фестивального движения.

Главной целью демократической молодежи было закрепить победу над фашизмом и не допустить  развязывание новой мировой войны.

Хочу заметить, что участниками VI-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в июле 1957 года стали 300 юношей и девушек из Дагестана.

Среди них были молодые люди различных профессий: передовики производства – доярки, чабаны, студенты, молодые ученые и т.д.

На XII Всемирной фестивале 1985 г. в Москве от Дагестана участвовало  226 человек, а также был построен павильон Дагестана, который обслуживали около 40 человек, ансамбли, творческие коллективы, журналисты.

Уважаемые коллеги!

Приближается XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов – грандиозное событие, к которому готовятся в каждом уголке земного шара.

Нынешний Фестиваль пройдёт с 14 по 22 октября 2017 года и соберёт более 20 тысяч молодых людей из 150 стран мира.

Среди них и 150 человек в качестве участников и 40 в качестве волонтеров от Республики Дагестан.

Думаю, участники нашей встречи расскажут подробнее.

Всемирные фестивали молодежи и студентов давно стали крупными событиями в жизни международного молодежного движения.

Целью Всемирных фестивалей молодежи и студентов является консолидация молодежного мирового сообщества вокруг идеи справедливости, укрепление международных связей, а также развитие межнационального и межкультурного взаимодействия.

Фестиваль – это площадка для диалога, глобальная форма коммуникации: через дискуссии, культурную программу, спортивные состязания и через свободное общение найти пути противостояния тем вызовам, с которыми сегодня сталкивается молодое поколение.

Посредством фестиваля у тысяч молодых людей из разных стран мира появится уникальная возможность выстроить диалог и настоящую дружбу на благо всего мира.

Уважаемые коллеги!

Примечательно, что день открытия выставки «Фестиваль стирает границы» совпал с Всемирным Днем туризма, целью которого является пропаганда и развитие международных связей и объединение мировых культур при помощи путешествий.

И очень интересно, что молодежное туристское движение тоже связано с Фестивалем.

В 1957 году после проведения Фестиваля появилась попытка показать открытость нашей системы, стремление молодых людей планеты познакомиться  друг с другом, с нашей страной.

И была предложена идея создания Бюро Международного молодежного туризма «Спутник».

В 1957 году в Советском Союзе был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли «Спутник-1», его сигналы облетели весь мир, а само слово прочно вошло в молодежный лексикон.

Десятки тысяч молодых людей со всего мира продемонстрировали свое стремление к общению.

«Спутник» взял на себя организаторскую работу по развитию молодежного туризма, расширению культурных и общественных связей молодёжи, проживающей в разных регионах СССР и за рубежом».

На открытии  также выступили:

Телякавов М.П. – зам. министра культуры РД.

Гаджиев М.Х. – зам. министра культуры РД.

Магомедова С.О. – зам. министра министерства по делам молодежи РД.

Гасанов М.М. – проректор ДГУ, участник XI фестиваля в Кубе (г. Гавана), 1978 г.

Мамаева А.И. – зам. директора Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова.

Олейников И.В. – зам. директора Национального музея РД им. А. Тахо – Годи.

Махмудов А.Д. – зам. министра министерства по национальной политике РД.

Шамадаева В.М. – зав. отделом музея «Дагестанский аул», участник XII Всемирного фестиваля в   Москве, 1985 г.

Среди присутствующих на выставке было много молодых людей –  школьники, студенты  колледжей и ВУЗов. Как знать, может быть, кто-то из них  станет участником будущих Всемирных фестивалей молодежи.

 

 
Выставка эскизов «Традиционный женский костюм народов Дагестана».

4.05.2017г.  ГБУ  «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл выставку эскизов «Традиционный женский костюм народов Дагестана».

На выставке представлены 37 эскизов, включающие 56 женских костюмов, в том числе 19 аварских, 13 даргинских , 7 лакских, 9 южного Дагестана, 2 кумыкских, 2 чеченских, 2 ногайских, 2 терских казаков.

В последние годы в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре народов Дагестана. И это не случайно. Поразительная этническая мозаичность и языковая дробность страны гор породили удивительное богатство и многообразие форм и типов традиционной культуры, включая поэтический и музыкальный фольклор, уникальную архитектуру, богатейшее декоративно-прикладное искусство.

Что касается традиционного костюма, то интерес именно к этому направлению народной культуры очевиден и не случаен. Ведь национальный костюм соединил в себе два начала в культуре народа – и материальное, и духовное. Именно в одежде, особенно праздничной, отразились передающиеся от поколения к поколению нравственные и эстетические идеалы народа.

Дагестанский традиционный женский костюм представляет собой сложный многосоставный комплекс, разнообразие элементов и форм кроя которого, а также богатство дизайнерских, колористических и орнаментальных решений, декоративных деталей и ювелирных украшений презентуют  его как одно из самых самобытных и ярких явлений народной культуры.

Изучением одежды занимались многие российские и дагестанские этнографы, и в первую очередь, С.Ш. Гаджиева. Ее фундаментальный труд «Одежда народов Дагестана ХIX- начала ХХв.» уже  в течение нескольких десятилетий является основой для всех интересующихся народной одеждой. Традиционную одежду народов изучали также А.Булатова, С. Лугуев, С. Агаширинова, Г. Сергеева, Е. Студенецкая, П. Дибиров, П. Гамзатова и др.

К воссозданию традиционного костюма дагестанских народов обращались и художники  ХIX-ХХ вв., в том числе  Х.Гейслер , А. Орловский , Г. Гагарин, В. Тимм, Т. Гошельт, позднее А. Шамшинов, М. Тильке, Е. Лансере, Ф. Черноусенко, В. Шлипнев, М.-А.Джемал, Х. Мусаясул, Н. Лаков, С.Батыров. Они побыли в Дагестане в разное время, а, значит, наблюдали разную степень сохранения бытового уклада и материальной культуры народа

В многочисленных этнографических экспедициях ДНЦ РАН 1960-х-2000-х годов собрана огромна я информация и фотоматериалы по материальной культуре дагестанских народов, позволяющие современным исследователям дагестанского костюма опираться на подлинные артефакты, еще бытовавшие в народной среде до разрушения ее традиционного уклада, целостности мировоззренческой и эстетической систем.

Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» вносит в эту работу посильный вклад. В 2010 году музей получил грант Президента РД на реализацию проекта по реконструкции пяти женских и одного мужского костюма народов Южного Дагестана, которые в настоящее время заняли достойное место в экспозиции музея. Первым в республике этнографический музей начал изготавливать куклы-сувениры в традиционных костюмах народов Дагестана. Активна и издательская деятельность музея в этом направлении. Музеем издано несколько буклетов по народной одежде, а в 2015г. совместно с издательским домом «РОС-ДОАФК» (г. Калининград) был подготовлен альбом «Костюмы народов Дагестана», поддержанный  Министерства культуры РФ.

И сегодня музей «Дагестанский аул» предлагает альбом эскизов традиционных женских костюмов в исполнении зав.отделом музея художницы Дианы Гамзатовой. Имея профильное  образование (факультет прикладного искусства Московского текстильного института), она хорошо знает и тонко чувствует подлинную красоту народной культуры. В своем творчестве Диана часто обращается к теме женщины-горянки, трактуя ее образ и характер в первую очередь через окружающий материальный мир.

Пожалуй, главное отличие ее эскизов от работ в этой области других художников в особой этнографической достоверности представленных костюмных комплексов и тщательности их исполнения. Реконструкции традиционных женских костюмов Дианы Гамзатовой можно полностью доверять. Их востребованность в будущем этнографами, дизайнерами-модельерами, художниками-прикладниками, хореографами, преподавателями традиционной культуры народов Дагестана неоспорима.

Тем не менее, нельзя считать данную тему исчерпанной, так как ее вариативность и богатство аспектов не имеет аналогов не только на Кавказе, но и за ее пределами.

 
Выставка «Музыкальные инструменты народов Дагестана»


30 марта 2017г. ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» провел выставку «Музыкальные инструменты народов Дагестана» совместно с институтом языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П.С Гамзатовой, Дагестанским  государственным объеденным  историческим и архитектурным музеем им. А.Тахо-Годи, Домом  Дружбы и государственным оркестром народных инструментов РД в выставочном  зале Союза художников.

Выставку открыла ген. директор музея «Дагестанский аул» Сулейманова Зумруд Запировна. В своем выступлении отметила, что данная выставка посвящена к 80-летию образования оркестра народных инструментов в республике, который будет отмечаться в 2018год. Представлены около 70 музыкальных инструментов в окружении произведений изобразительного искусства  дагестанских художников разных поколений, сюжетно связанных с заданной темой.

Они разные по возрасту, по качеству исполнения, по сохранности. У каждого своя судьба. Есть среди них совсем безымянные – ни автора, ни даты изготовления, ни особых примет. А есть инструменты с «историей».

Данная выставка поднимает важную проблему сохранения и возрождения одного из самых востребованных ремесел дагестанской традиционной  культуры – изготовления музыкальных инструментов.

История этого народного промысла имеет многовековые традиции, некоторые виды и формы музыкальных инструментов дошли до наших дней. Изготовление музыкальных инструментов – особый вид ремесла, так как мастер должен быть и музыкантом, владеющим технологией игры, тонко чувствовать мелодию.

В монографии музыковеда М.А.Якубова «Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана» описано около 60 инструментов. Многие инструменты были распространены повсеместно - зурна и барабан, чунгур и кумуз, гармонь и бубен. Но у каждого народа были свои специфические – пандур у аварцев, домбра у ногайцев, мандолина у лакцев, саз и кеманча в Юждаге… О  некоторых же узколокальных инструментах сегодня знают только специалисты: «черхер» у аварцев, «багар» у табасаранцев, «шынкобуз» у ногайцев.

История сохранила имена многих замечательных мастеров, которые имелись практически во всех районах Дагестана. Кто-то занимался ремеслом в свободное от основной работы время, а кто-то посвятил ему всю жизнь и их творческое наследие насчитывает тысячи прекрасных инструментов. Среди них были настоящие виртуозы, умеющие делать самые разнообразные вещи. Можно назвать имена Изамутдина Бадрутдинова из с. Нижнее Казанище, который за свою жизнь изготовил более 3тыс. музыкальных инструментов, в том числе кумуз, тар, чунгур, домру, дутар, рубаб, гыджак, кеманчу, а также гитару, балалайку, мандолину, скрипку. Музыкант оркестра, народный артист Дагестана Рамазан Бинетов из с.Кабир (Курахский р-н) смастерил свой первый тар будучи студентом музыкального училища. А потом были гармонь, мандолина, уд, баян и др.

Изготовление музыкальных инструментов в Дагестане, к сожалению, угасает в связи с изменениями в социально-культурной сфере, с миграцией сельского населения в города. Тем не менее, в последние годы наблюдается тенденция сохранения и возрождения утраченных традиций, причем нередко на государственном уровне. Определенную работу в этом направлении ведет этнографический музей «Дагестанский аул». При Доме дружбы создана Лаборатория национальных инструментов, в селах возрождением традиционного ремесла занимаются в Центрах традиционной культуры народов России, созданных по инициативе Главы РД Р.Г.Абдулатипова.

А вот музыкальные инструменты остались прежними – зурна и барабан, гармонь и пандур, саз и кеманча… И они как отражение души человеческой способны, как и много лет назад, выразить самые тонкие, самые нежные, самые возвышенные чувства.

В работе выставки приняли участие и выступли:

Гаджиев М.Х. – зам. министра культуры РД,  Магомедов А.М. – ст. научный сотрудник института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Курбанов Х.М. – народный художник РФ,  Магомедова А.И. – зам. директора музея  ИЗО им. П.С. Гамзатовой,  Абдуллаева Э.Б. –зав. отдела института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

Перед посетителями и гостями мероприятия выступил государственный оркестр народных инструментов РД, показывали мастер – классы по изготовления национальных инструментов и каждый мастер отдельно подчеркивал  звуки  своих инструментов.

 

 

 

 
Фотовыставка "Белые журавли"

 

17 августа 2016 г. ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский  аул» совместно с Международным  общественным фондом Расула Гамзатова и  Союзом писателей Дагестана открыл выставку, посвященную 30-летию  акции «Дни белых журавлей».

Открыла выставку Сулейманова Зумруд Запировна - ген.директор  ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский  аул». В своем выступлении она подчеркнула, что в этом году исполняется 30 лет первому в Дагестане памятнику Белым журавлям, увековечившему бессмертные строки Расула Гамзатова.  Памятник был возведен в Гунибе по инициативе самого поэта и при поддержке  руководством республики и района. Гунибские журавли дали начало замечательной традиции – проведению дней памяти, дней поэзии.

Ежегодно в сентябрьские дни приезжают поэты и писатели со всей России и  из-за рубежа, чтобы почтить память всех павших в войнах, почтить память великого дагестанского поэта, прочесть его и свои стихи.

После Гуниба в разных районах Дагестана было открыто еще 10 памятников белым журавлям, художниками написано множество картин на эту тему, проводятся  выставки детского рисунка, общественные акции, театрализованные  представления, ставятся хореографические композиции – поразительно, но небольшое стихотворение, написанное 50 лет назад,  дало жизнь целому культурному движению.

А главное, это движение  затронуло и другие регионы России, другие города и села, другие государства. Появилась традиция через образ белых журавлей увековечивать не только память о жертвах войны, но и других трагических событий – терактов, ядерных катастроф.

В настоящее время выявлено около 160 мемориальных памятников на тему белых журавлей. Последний из них был открыт совсем недавно в Словении. С 2008 г. «Дни белых журавлей» проводятся под эгидой ЮНЕСКО.

На выставке использованы фотоматериалы Международного  общественного  фонда  Расула Гамзатова,  Гунибского  краеведческого музея – филиала ДГОМ  и школы-гимназии №35, Кировского района г. Махачкалы.

В работе выставки приняли участие и выступили:

Гаджиев Мурад Хабибович-зам.министра.культуры РД; Гамзатов Гамзат Магомедович-председатель Общественной палаты РД, президент Международного Общественного фонда Расула Гамзатова; Мачаев Абдулхалим Абдулазизович-председатель комитета НС РД; Ахмедов Магомед Ахмедович-председатель Союза писателей РД; Магомедов Курбанали Магомедович-председатель Союза художников РД; Азизова Габибат Нажмудиновна- вице-президент  Международного Общественного фонда Расула Гамзатова.

Выставка будет работать до 17 сентября 2016г.

 
"Поэт и мастер"

И снова встреча с дагестанскими поэтами в стенах музея «Дагестанский аул», на этот раз – на фоне выставки молодых ювелиров Дагестана. Поэтические вечера в рамках проекта «Поэт и мастер» в музее набирают силу, в них участвуют уже не только поэты. В этот раз известный даргинский драматург и журналист  Райсат Ибрагимова очень интересно и эмоционально рассказала о своем участии в 8 Международном театральном фестивале в Оренбурге, приуроченном к 160-летию Оренбургского русского драматического театра им. М.Горького.

Участниками поэтической встречи также стали известные дагестанские поэты – зам.председателя СП РД Марина Ахмедова, лакский поэт Ильяс Магомедов, аварская поэтесса Айшат Малачиева.  Поэты читали свои стихи и свои переводы других поэтов, юные слушатели – студенты исторического факультета ДГУ задавали вопросы, в зале присутствовали и мастера-ювелиры, чьи произведения были представлены на выставке. И все понимали: наверное,  талант есть у каждого человека, важно суметь раскрыть его и подарить людям.

 
выставка "Молодые ювелиры Дагестана"

10 июня 2016 г. ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл выставку «Молодые ювелиры Дагестана», посвящённую творчеству современных дагестанских мастеров. Это авторские изделия, выполненные в лучших традициях ювелирного искусства.

Открыла выставку генеральный директор музея Сулейманова З. З.

На выставке приняли участие министр по туризму и народным художественным промыслам Исаев М. И., заместители министра культуры РД Телякавов М. П. и Гаджиев М. Х., председатель Союза художников РД Магомедов К. М., председатель Союза музыкантов РД Баширов Х. М., зам. председателя Союза писателей Р. Д. Ахмедова М. А., директор института экологии и устойчивого развития при ДГУ Абдурахманов Г. М., представители ДНЦ РАН. руководители подведомственных учреждений культуры РД, творческая интеллигенция, студенты, школьники и гости республики.

Современное ювелирное искусство опирается на богатые художественные традиции, уходящие своими корнями в глубь веков. В нем прослеживается непосредственная преемственность традиций дагестанского декоративно-прикладного искусства с присущими ему этническими особенностями.

Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными достоинствами.

Искусство обработки серебра в Дагестане имеет свою многовековую историю. Почти в каждом горном селении были мастера – ювелиры, которые изготавливали разнообразные женские украшения, мужские пояса, газыри и т. д. В некоторых аулах ювелирное дело приняло массовый характер и выделилось в отдельный вид ремесла.. В конце XVIII – начале XIX веков выделяются ювелирные изделия даргинского аула Кубачи, лакских селений Кумух, Хурукра, Унчукатль, Балхар, лезгинского селения Ахты и аварских селений Гоцатль, Ругуджа, Гамсутль,, Унцукуль, Хунзах, Ботлих и другие.

Один из древнейших центров металлообработки в Дагестане был аул Кубачи. Известность и славу кубачинцам принесло серебряное дело, прежде всего, украшение оружия. Наряду с оружием кубачинские мастера украшали серебряные пряжки для поясов, сами пояса, подвески, браслеты, серьги, газыри и другие ювелирные изделия. Уникальные произведения кубачинских мастеров хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран.

Кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. В свою очередь само оно значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов (например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра), богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций.

Изящными образцами оружейного и ювелирного искусства, высоким мастерством в отделке различных изделий серебром, золотом, слоновой костью и эмалью славился Кумух. Изделия кази-кумухских ювелиров очень высоко ценились и имели широкий спрос за пределами Дагестана и России.

Искусство художественной обработки серебра получило широкое и многообразное развитие и в аварских районах. Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.

Сегодня выросло и работает новое поколение молодых ювелиров, владеющих многообразием традиционных декоративных приемов и продолжающих классические традиции в современном ювелирном искусстве. Они создают невероятные по красоте и сложности изделия. Это Асият Парамазова, Алибег, Расул и Абдусалам Куртаевы, Алмасов Курбан, Рабадан, Алихан и Мурад Каммагаджиевы, Абдулла Гасанов, Магомед Магомедов, Шамиль Джамалудинов, Заур, Ибрагим и Марат Гусейновы, Рабадан и Тимур Акаевы, Абдул и Мурад Алихановы, Рабадан Кишов, Алигаджи и Нариман Хурдаевы, Рабалан Умалатов, и многие другие.

Молодые мастера современного ювелирного искусства Дагестана бережно сохраняют и развивают традиции своих предшественников. Они в своих творческих поисках новых форм изделий, их пластической и декоративной выразительности, национально-этнической самобытности и своеобразия обращались, и впредь будут обращаться к богатому художественному наследию прошлого, созданному многими поколениями мастеров. Художественные приемы и технические навыки, передаваясь из поколения в поколение, обогащаются и совершенствуются, что способствует сохранению его национально – этнического своеобразия.

 
Акция "Ночь музеев"

 

В рамках празднования Международного дня музеев, 21 на 22 мая 2016 года в ГБУ « Музей- заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул» прошла культурно-образовательная и познавательная акция « Ночь музеев», приуроченная к 150-летию Российского исторического общества и Году российского кино. Основная тема «Ночи музеев» - «История одного экспоната».

В программе представлены тематические выставки, показ национальных костюмов, мастер-классы, встречи с научной и творческой интеллигенцией, молодыми мастерами-ювелирами, художниками и демонстрация художественного фильма «Загадка кубачинского браслета» из произведения народного писателя Дагестана Абу-Бакара Ахмедхана.

Открыла акцию «Ночь музеев» Сулейманова Зумруд Запировна - ген. директора музея «Дагестанский аул». В мероприятии принял участие и гость из Чеченской республики, президент Ассоциации Кавказских писателей «Гора» Исаев Тауз Султанович, рассказавший о традициях наших двух народов, об их общности. Здесь же выступил вице-президент Ассоциации «Гора» доктор философских и филологических наук Ильясов Хизри Ильясович.

Своим видением о роли Российского исторического общества и ювелирного искусства поделился Магомедов Амирбек Джалилович – д.и.н главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН .

На протяжении всей акции демонстрировался художественный фильм «Загадка кубачинского браслета, и на встрече присутствовал и принял участие в акции один из исполнителей ролей в этом фильме – Айгумов Айгум Эльдарович – народный артист РФ, председатель правления Союза театральных деятелей РД, худ. руководитель Дагестанского Государственного Кумыкского драматического театра им. А-П Салаватова. Встреча с актером прошла в стиле «вопросы – ответы».

О творчестве наших актеров и проблемах в кино рассказал Сулейманов Магомед Мирзаевич – председатель правления Дагестанского отделения Союза кинематографистов РФ.

Интересными рассказами из жизни поделился Юсупов Хизри Абдулмаджидович – к.ф.н., старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

Со своими стихами выступали молодые поэты Афиса Халилова – аспиранты ДГТУ, Аймин Мусаева - аспирантка ДНЦ РАН. В этом же жанре выступили школьницы со стихами о войне и мире на русском и английском языках, в частности Абдуллаева Хадижат ученица 5-ого «А» класса 1-ой школы г. Махачкала.

Акцию «Ночь музеев» посетила   Ахмедова Марина Анатольевна – зам. председателя Союза писателей РД.

Мастер-класс по ювелирным изделиям провели и показывали посетителям молодые мастера-ювелиры  Захраева Фатима Нуратдиновна и Гасанов Абдулла Яхъяевич.

В рамках акции было прочитано  и проведены более 10-ти лекций-экскурсий на тему «Культура, традиции и обряды народов Дагестана» зав. выставочным отделом музея «Дагестанский аул» Гамзатовой Д.А.

 
"Поэт и мастер"

Закончился Год литературы, но не закончилось великое искусство Слова и наша потребность в нем. И потому снова встреча поклонников прекрасного на фоне выставки народного искусства. Уже в щестой раз этнографический музей «Дагестанский ал» проводит поэтический вечер в рамках проекта «Поэт и мастер»,  из них четвертый раз – в Выставочном зале Союза художников Дагестана.

Сотрудничество поэтов, народных мастеров, художников и этнографического музея становится все более тесным и плодотворным.

В этот раз вечер поэзии прошел на фоне выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша»,  представившей более 100 работ уникального народного искусства, включая несколько старинных подлинников, достаточное количество реконструкций этого утерянного в ХХ в. искусства,  а также его творческого переосмысления современными дизайнерами.   Участниками поэтической встречи стали известные дагестанские поэты Марина Ахмедова, Максуд Зайнулабидов, Хамис Шамилова и молодой лезгинский поэт Владик Батманов.

Удивительно, но такое узко локальное явление традиционной культуры как кайтагская и усишинская вышивка пробудило в душе творцов поэтического слова и их слушателей  - студентов ДХУ им. М.Джемала, колледжа культуры им.Б.Мрадовой, ДГТУ - высокие эмоции и воспоминания о детстве, матери, первой любви… Потому что, как говорил великий поэт ХХ в. О.Мандельштам «И море, и Гомер – все движется любовью…»

 
Этнографические чтения в «Дагестанском ауле»

 

19 апреля в Выставочном зале Союза художников Дагестана в рамках проекта «Этнографические чтения» на фоне выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша» прошла лекция-экскурсия для студентов исторического факультета ДГУ.  Тема лекции – даргинские ритуальные вышивки – узко локальное явление, существующее до начала ХХ в.  в нескольких селениях Кайтагского, Акушинского и Дахадаевского районов.  Вела экскурсию зам.директора по науке, искусствовед Т.П.Петенина.

 
Выставка "Дагестанские вышивки: Кайтаг и Усиша"

8 апреля 2016 г.  в  выставочном зале  Союза художников РД состоялось открытие выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша» из проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее».

В открытии выставки приняли участие заместитель Председателя комитета Народного собрания РД Авшалумова Людмила Хизгиловна, представитель Министерства  по туризму и народным художественным промыслам Газимагомедов Гамзат Газимагомедович, глава МР «Кайтагский район» Темирбулатов Алим Магомедович, заместитель главы МО «Акушинский район» Гасангусейнова Эльвира Курбанисмаиловна, ректор ДГУ Муртазали  Хулатаевич  Рабаданов, ректор ДГПУ Магомед Имранович Абдуллаев, руководитель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедович Магомедов, руководители учреждений культуры, научные работники, художники, журналисты и  студенты.

Открывая выставку,  генеральный директор музея «Дагестанский аул» Сулейманова Зумруд Запировна  отметила, что  данная выставка посвящена одному  из наиболее   интересных и самобытных  видов народного искусства – дагестанской  вышивке, рассказала об уникальности и неповторимости  кайтагской и усишинской вышивок, имеющих в прошлом ритуальное значение  и поблагодарила участников и гостей выставки.

На выставке представлено более 100 разнообразных работ кайтагской и усишинской вышивок, а также коллекция одежды Веры Агошкиной и работы студентов Дагестанского художественного училища.

Орнаментальные традиции кайтагской вышивки были очень устойчивы и  во многом уникальны.  Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты мастерства, привнося в этот  вид искусства новые сюжеты, элементы орнаментов и в тоже время, не нарушая традиции.  Вышивка  выполнялась натуральным шелком на домотканой хлопчатобумажной ткани  небольшого размера (обычно 50х100см) в технике  «гладь вприкреп», которая не используется больше нигде на Кавказе  и долгое время  считалась практически утерянной.

Огромный интерес представляют своеобразные  и неповторимые вышивки из с. Усиша Акушинского района. Усишинская  вышивка  отличается своим необычным геометрическим орнаментом. Излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Практически в каждой вышивке присутствуют  изображения крестов  или свастических фигур разной величины. Предпочтение в них отдаётся чёрному, красному, зелёному, желтому, редко розовому  цвету. Следует отметить, что это очень узкое локальное явление,  аналогов усишинской вышивке в других районах Дагестана нет.

К сожалению, в советское время многие традиции дагестанской народной вышивки были забыты,  и поэтому актуальной становится проблема ее возрождения и развития, обусловленные повышенным интересом к традиционной  культуре дагестанских народов. Наиболее значительные успехи достигнуты в возрождении  кайтагской вышивки.

Огромная заслуга в сохранении традиций кайтагской вышивки принадлежит замечательным женщинам и талантливым мастерицам Зубайдат Гасановой, Разият Магомедовой, Ашуре Гасайниевой,  Ане Амаровой и др.

Благодаря энтузиазму, упорному и кропотливому труду Зубайдат и ее единомышленников, удалось возродить утраченное народное искусство.

В кайтагских школах введено обучение технологии вышивки на уроках труда, факультативах и кружках. В настоящее время в районе освоили технику «настил вприкреп»  более 200 человек.

Сегодня искусство кайтагской вышивки как яркое художественное явление  перешагнуло границы даргинского района и стало распространяться по всему Дагестану.

 

 
"Поэт и мастер"

Закончился Год литературы, но поэзия осталась 31 марта 2016года  в этнографическом музее «Дагестанский аул» в рамках проекта «Поэт и мастер» состоялась очередная встреча с дагестанскими поэтами. В этот раз поэты читали стихи на фоне проходящей сейчас в музее выставки «Уроки Гаджиомара», посвященной жизни и творчеству старейшего кубачинского мастера Г.Б.Изабакарова. В поэтическом вечере приняли участие народные поэты Дагестана Шейит-Ханум Алишева и Аминат Абдулманапова, лакский поэт Ильяс Магомедов, кумыкская поэтесса Гульбагдад Омарова, а также совсем юные поэты – члены молодежного объединения «Верба» Сурия и лезгинский поэт Вадим Батманов.

Как всегда интересно и непринужденно вечер вела народный поэт Дагестана, зам. председателя Союза писателей Марина Ахмедова. А слушателями были молодые – студенты Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, колледжа культуры им.Б.Мурадовой, Дагестанского технического университета, представители учреждений культуры. И, конечно, почетным гостем вечера был сам мастер – Гаджиомар Изабакаров, которому в январе исполнилось 85 лет.

 
Выставка «Уроки Гаджиомара»

Кубачинские луга Гаджиомара Изабакарова Выставка «Уроки Гаджиомара», открывшаяся 3 марта в этнографическом музее «Дагестанский аул» (ул.Буйнакского, 9) посвящена творчеству и педагогической деятельности старейшего кубачинского мастера Гаджиомара Бахмудовича Изабакарова. В этом году ему исполнилось 85 лет. Традиционалист в высоком смысле слова, человек удивительно цельный и гармоничный, он всю жизнь не покидал родной аул и не искал вдохновения вне его культуры и искусства. И потому кубачинский орнамент для мастера - неиссякаемый источник вдохновения для создания сотен эскизов, часть которых воплощается в серебряном изделии, остальные ждут своего часа. Миндурма (сетка), мархарай (заросли), гумусса, тутта (ветка), тамгIа (пятно), москав накьиш (московский узор), хIяшур и снова мархарай, и снова тутта – на бумаге, картоне, стекле, холсте, штукатурке… На выставке представлено более 100 эскизов орнаментов, самый ранний из которых датируется 1947 годом, а самый поздний выполнен за несколько дней до открытия выставки. Как истинный кубачинец, Гаджиомар Изабакаров чувствует орнаментально, думает орнаментально, видит мир через орнамент. Создавая на бумаге орнаментальную композицию, художник по сути дела создает станковую графическую картину, имеющую самостоятельную эстетическую ценность. При кажущемся на первый взгляд однообразии десятков и сотен эскизов, при внимательном рассмотрении их обнаруживаешь удивительное разнообразие, которое можно классифицировать по тематике, графическому почерку, композиционному построению. Каждый тип имеет свою историю, свои прообразы – в ближневосточном орнаментальном искусстве, в кубачинских резных камнях, арабской каллиграфии, фольклоре. Рассматривая, по словам мастера, эти «кубачинские луга», невольно задумываешься о значении рисунка в ювелирном искусстве: ведь прежде, чем взять резец в руки, мастер берет бумагу и карандаш, и потому графика – неотделимая часть работы ювелира. И потому в экспозиции рядом с орнаментальными эскизами представлены работы Изабакарова-ювелира. Его изделия – одни из тысяч и тысяч так похожих кубачинских изделий - сабель и кинжалов, чайных и винных сервизов, разнообразных сосудов, женских украшений и изящных аксессуаров, и в то же время они совсем другие, имеют свое неповторимое лицо. Гаджиомар Бахмудович, практически, владеет всеми техниками обработки драгметалла и слоновой кости, но равных ему нет в сложной и редкой технике выемчатой эмали. Любимые цвета Изабакарова – небесно-голубой, ярко-синий в сочетании с белым и черным. Его работы всегда узнаваемы: в них нет пестроты и крикливости, присутствует особая чистота колорита, ясность мысли и удивительная одухотворенность. Еще на выставке представлены несколько фарфоровых анималистических фигурок, выполненных студентом Г.Изабакаровым в 1962-м году во время учебы в Московском химико-технологическом институте художественной промышленности. Есть и живописная работа из той же студенческой поры – копия фрагмента знаменитых васнецовских «Богатырей»: Добрыня Никитич на белом коне в обрамлении двойной орнаментальной композиции. Чувство меры и безупречный вкус художника помогли автору не впасть в китч, соединить несоединимое в гармоничном аккорде. Более 50 лет Г.Б. Изабакаров преподает основы кубачинского искусства в средней школе с. Кубачи. Изделия кубачинских школьников участвовали в 17 зарубежных выставках, получили 113 золотых, серебряных и бронзовых медалей на главной выставке достижений страны (ВДНХ). Поэтому часть экспозиции отведена под ювелирные и графические работы его учеников, хранящиеся в школьном музее и немногим отличающиеся от изделий взрослых мастеров. Здесь же награды, дипломы, методические издания мастера-педагога по главному предмету своей жизни – основам кубачинского искусства.

 
19 ноября в Дербентском музее истории мировых культур и религий состоялось торжественное открытие выставки «Мой аул»

19 ноября в Дербентском музее истории мировых культур и религий состоялось торжественное открытие выставки «Мой аул», организованной ГБУ «Музей-заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул». На выставке представлено около 50 произведений живописи и графики дагестанских художников разных поколений и направлений, в том числе И.Супьянова, А.Астемирова, С.Батырова, О.Гусейнова, О.Ефимова, К.Власовой, Х.Юсупова, Г.Абдурагимова, И.Уруджевой, С.Тихилова, А.Магомедова и многих других. Представлены и работы молодых авторов – Н.Савельевой, М.Юсупова, З.Исаева. Открыла выставку директор МИМКиР Гасанова Д.Т. На открытии выступили зам.директора музея Наджафова С.С., зам.директора музея «Дагестанский аул» Петенина Т.П., а также начальник Управления культуры г.Дербент Алиев М.Н., специалист Управления культуры Мирзабалаева Г.Ш., директор Дербентского государственного историк-архитектурного и художественного музея-заповедника Ибрагимов.А.М, директор Дербентского музыкального училища Махмудова К.Г., член молодежного парламента Дербента Р.Селимов и др. Все говорили об актуальности подобной акции, о наших общих исторических и культурных корнях, о том, что «все мы родом из аула».

 
«НачалоПредыдущая12СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 2
 
 
Использование материалов сайта запрещено.
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул»
Разработка и создание сайта Stylemax - Махачкала