Выставки
Выставка эскизов «Традиционный женский костюм народов Дагестана».

4.05.2017г.  ГБУ  «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл выставку эскизов «Традиционный женский костюм народов Дагестана».

На выставке представлены 37 эскизов, включающие 56 женских костюмов, в том числе 19 аварских, 13 даргинских , 7 лакских, 9 южного Дагестана, 2 кумыкских, 2 чеченских, 2 ногайских, 2 терских казаков.

В последние годы в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре народов Дагестана. И это не случайно. Поразительная этническая мозаичность и языковая дробность страны гор породили удивительное богатство и многообразие форм и типов традиционной культуры, включая поэтический и музыкальный фольклор, уникальную архитектуру, богатейшее декоративно-прикладное искусство.

Что касается традиционного костюма, то интерес именно к этому направлению народной культуры очевиден и не случаен. Ведь национальный костюм соединил в себе два начала в культуре народа – и материальное, и духовное. Именно в одежде, особенно праздничной, отразились передающиеся от поколения к поколению нравственные и эстетические идеалы народа.

Дагестанский традиционный женский костюм представляет собой сложный многосоставный комплекс, разнообразие элементов и форм кроя которого, а также богатство дизайнерских, колористических и орнаментальных решений, декоративных деталей и ювелирных украшений презентуют  его как одно из самых самобытных и ярких явлений народной культуры.

Изучением одежды занимались многие российские и дагестанские этнографы, и в первую очередь, С.Ш. Гаджиева. Ее фундаментальный труд «Одежда народов Дагестана ХIX- начала ХХв.» уже  в течение нескольких десятилетий является основой для всех интересующихся народной одеждой. Традиционную одежду народов изучали также А.Булатова, С. Лугуев, С. Агаширинова, Г. Сергеева, Е. Студенецкая, П. Дибиров, П. Гамзатова и др.

К воссозданию традиционного костюма дагестанских народов обращались и художники  ХIX-ХХ вв., в том числе  Х.Гейслер , А. Орловский , Г. Гагарин, В. Тимм, Т. Гошельт, позднее А. Шамшинов, М. Тильке, Е. Лансере, Ф. Черноусенко, В. Шлипнев, М.-А.Джемал, Х. Мусаясул, Н. Лаков, С.Батыров. Они побыли в Дагестане в разное время, а, значит, наблюдали разную степень сохранения бытового уклада и материальной культуры народа

В многочисленных этнографических экспедициях ДНЦ РАН 1960-х-2000-х годов собрана огромна я информация и фотоматериалы по материальной культуре дагестанских народов, позволяющие современным исследователям дагестанского костюма опираться на подлинные артефакты, еще бытовавшие в народной среде до разрушения ее традиционного уклада, целостности мировоззренческой и эстетической систем.

Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» вносит в эту работу посильный вклад. В 2010 году музей получил грант Президента РД на реализацию проекта по реконструкции пяти женских и одного мужского костюма народов Южного Дагестана, которые в настоящее время заняли достойное место в экспозиции музея. Первым в республике этнографический музей начал изготавливать куклы-сувениры в традиционных костюмах народов Дагестана. Активна и издательская деятельность музея в этом направлении. Музеем издано несколько буклетов по народной одежде, а в 2015г. совместно с издательским домом «РОС-ДОАФК» (г. Калининград) был подготовлен альбом «Костюмы народов Дагестана», поддержанный  Министерства культуры РФ.

И сегодня музей «Дагестанский аул» предлагает альбом эскизов традиционных женских костюмов в исполнении зав.отделом музея художницы Дианы Гамзатовой. Имея профильное  образование (факультет прикладного искусства Московского текстильного института), она хорошо знает и тонко чувствует подлинную красоту народной культуры. В своем творчестве Диана часто обращается к теме женщины-горянки, трактуя ее образ и характер в первую очередь через окружающий материальный мир.

Пожалуй, главное отличие ее эскизов от работ в этой области других художников в особой этнографической достоверности представленных костюмных комплексов и тщательности их исполнения. Реконструкции традиционных женских костюмов Дианы Гамзатовой можно полностью доверять. Их востребованность в будущем этнографами, дизайнерами-модельерами, художниками-прикладниками, хореографами, преподавателями традиционной культуры народов Дагестана неоспорима.

Тем не менее, нельзя считать данную тему исчерпанной, так как ее вариативность и богатство аспектов не имеет аналогов не только на Кавказе, но и за ее пределами.

 
Выставка «Музыкальные инструменты народов Дагестана»


30 марта 2017г. ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» провел выставку «Музыкальные инструменты народов Дагестана» совместно с институтом языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П.С Гамзатовой, Дагестанским  государственным объеденным  историческим и архитектурным музеем им. А.Тахо-Годи, Домом  Дружбы и государственным оркестром народных инструментов РД в выставочном  зале Союза художников.

Выставку открыла ген. директор музея «Дагестанский аул» Сулейманова Зумруд Запировна. В своем выступлении отметила, что данная выставка посвящена к 80-летию образования оркестра народных инструментов в республике, который будет отмечаться в 2018год. Представлены около 70 музыкальных инструментов в окружении произведений изобразительного искусства  дагестанских художников разных поколений, сюжетно связанных с заданной темой.

Они разные по возрасту, по качеству исполнения, по сохранности. У каждого своя судьба. Есть среди них совсем безымянные – ни автора, ни даты изготовления, ни особых примет. А есть инструменты с «историей».

Данная выставка поднимает важную проблему сохранения и возрождения одного из самых востребованных ремесел дагестанской традиционной  культуры – изготовления музыкальных инструментов.

История этого народного промысла имеет многовековые традиции, некоторые виды и формы музыкальных инструментов дошли до наших дней. Изготовление музыкальных инструментов – особый вид ремесла, так как мастер должен быть и музыкантом, владеющим технологией игры, тонко чувствовать мелодию.

В монографии музыковеда М.А.Якубова «Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана» описано около 60 инструментов. Многие инструменты были распространены повсеместно - зурна и барабан, чунгур и кумуз, гармонь и бубен. Но у каждого народа были свои специфические – пандур у аварцев, домбра у ногайцев, мандолина у лакцев, саз и кеманча в Юждаге… О  некоторых же узколокальных инструментах сегодня знают только специалисты: «черхер» у аварцев, «багар» у табасаранцев, «шынкобуз» у ногайцев.

История сохранила имена многих замечательных мастеров, которые имелись практически во всех районах Дагестана. Кто-то занимался ремеслом в свободное от основной работы время, а кто-то посвятил ему всю жизнь и их творческое наследие насчитывает тысячи прекрасных инструментов. Среди них были настоящие виртуозы, умеющие делать самые разнообразные вещи. Можно назвать имена Изамутдина Бадрутдинова из с. Нижнее Казанище, который за свою жизнь изготовил более 3тыс. музыкальных инструментов, в том числе кумуз, тар, чунгур, домру, дутар, рубаб, гыджак, кеманчу, а также гитару, балалайку, мандолину, скрипку. Музыкант оркестра, народный артист Дагестана Рамазан Бинетов из с.Кабир (Курахский р-н) смастерил свой первый тар будучи студентом музыкального училища. А потом были гармонь, мандолина, уд, баян и др.

Изготовление музыкальных инструментов в Дагестане, к сожалению, угасает в связи с изменениями в социально-культурной сфере, с миграцией сельского населения в города. Тем не менее, в последние годы наблюдается тенденция сохранения и возрождения утраченных традиций, причем нередко на государственном уровне. Определенную работу в этом направлении ведет этнографический музей «Дагестанский аул». При Доме дружбы создана Лаборатория национальных инструментов, в селах возрождением традиционного ремесла занимаются в Центрах традиционной культуры народов России, созданных по инициативе Главы РД Р.Г.Абдулатипова.

А вот музыкальные инструменты остались прежними – зурна и барабан, гармонь и пандур, саз и кеманча… И они как отражение души человеческой способны, как и много лет назад, выразить самые тонкие, самые нежные, самые возвышенные чувства.

В работе выставки приняли участие и выступли:

Гаджиев М.Х. – зам. министра культуры РД,  Магомедов А.М. – ст. научный сотрудник института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Курбанов Х.М. – народный художник РФ,  Магомедова А.И. – зам. директора музея  ИЗО им. П.С. Гамзатовой,  Абдуллаева Э.Б. –зав. отдела института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

Перед посетителями и гостями мероприятия выступил государственный оркестр народных инструментов РД, показывали мастер – классы по изготовления национальных инструментов и каждый мастер отдельно подчеркивал  звуки  своих инструментов.

 

 

 

 
Фотовыставка "Белые журавли"

 

17 августа 2016 г. ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский  аул» совместно с Международным  общественным фондом Расула Гамзатова и  Союзом писателей Дагестана открыл выставку, посвященную 30-летию  акции «Дни белых журавлей».

Открыла выставку Сулейманова Зумруд Запировна - ген.директор  ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский  аул». В своем выступлении она подчеркнула, что в этом году исполняется 30 лет первому в Дагестане памятнику Белым журавлям, увековечившему бессмертные строки Расула Гамзатова.  Памятник был возведен в Гунибе по инициативе самого поэта и при поддержке  руководством республики и района. Гунибские журавли дали начало замечательной традиции – проведению дней памяти, дней поэзии.

Ежегодно в сентябрьские дни приезжают поэты и писатели со всей России и  из-за рубежа, чтобы почтить память всех павших в войнах, почтить память великого дагестанского поэта, прочесть его и свои стихи.

После Гуниба в разных районах Дагестана было открыто еще 10 памятников белым журавлям, художниками написано множество картин на эту тему, проводятся  выставки детского рисунка, общественные акции, театрализованные  представления, ставятся хореографические композиции – поразительно, но небольшое стихотворение, написанное 50 лет назад,  дало жизнь целому культурному движению.

А главное, это движение  затронуло и другие регионы России, другие города и села, другие государства. Появилась традиция через образ белых журавлей увековечивать не только память о жертвах войны, но и других трагических событий – терактов, ядерных катастроф.

В настоящее время выявлено около 160 мемориальных памятников на тему белых журавлей. Последний из них был открыт совсем недавно в Словении. С 2008 г. «Дни белых журавлей» проводятся под эгидой ЮНЕСКО.

На выставке использованы фотоматериалы Международного  общественного  фонда  Расула Гамзатова,  Гунибского  краеведческого музея – филиала ДГОМ  и школы-гимназии №35, Кировского района г. Махачкалы.

В работе выставки приняли участие и выступили:

Гаджиев Мурад Хабибович-зам.министра.культуры РД; Гамзатов Гамзат Магомедович-председатель Общественной палаты РД, президент Международного Общественного фонда Расула Гамзатова; Мачаев Абдулхалим Абдулазизович-председатель комитета НС РД; Ахмедов Магомед Ахмедович-председатель Союза писателей РД; Магомедов Курбанали Магомедович-председатель Союза художников РД; Азизова Габибат Нажмудиновна- вице-президент  Международного Общественного фонда Расула Гамзатова.

Выставка будет работать до 17 сентября 2016г.

 
"Поэт и мастер"

И снова встреча с дагестанскими поэтами в стенах музея «Дагестанский аул», на этот раз – на фоне выставки молодых ювелиров Дагестана. Поэтические вечера в рамках проекта «Поэт и мастер» в музее набирают силу, в них участвуют уже не только поэты. В этот раз известный даргинский драматург и журналист  Райсат Ибрагимова очень интересно и эмоционально рассказала о своем участии в 8 Международном театральном фестивале в Оренбурге, приуроченном к 160-летию Оренбургского русского драматического театра им. М.Горького.

Участниками поэтической встречи также стали известные дагестанские поэты – зам.председателя СП РД Марина Ахмедова, лакский поэт Ильяс Магомедов, аварская поэтесса Айшат Малачиева.  Поэты читали свои стихи и свои переводы других поэтов, юные слушатели – студенты исторического факультета ДГУ задавали вопросы, в зале присутствовали и мастера-ювелиры, чьи произведения были представлены на выставке. И все понимали: наверное,  талант есть у каждого человека, важно суметь раскрыть его и подарить людям.

 
выставка "Молодые ювелиры Дагестана"

10 июня 2016 г. ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» открыл выставку «Молодые ювелиры Дагестана», посвящённую творчеству современных дагестанских мастеров. Это авторские изделия, выполненные в лучших традициях ювелирного искусства.

Открыла выставку генеральный директор музея Сулейманова З. З.

На выставке приняли участие министр по туризму и народным художественным промыслам Исаев М. И., заместители министра культуры РД Телякавов М. П. и Гаджиев М. Х., председатель Союза художников РД Магомедов К. М., председатель Союза музыкантов РД Баширов Х. М., зам. председателя Союза писателей Р. Д. Ахмедова М. А., директор института экологии и устойчивого развития при ДГУ Абдурахманов Г. М., представители ДНЦ РАН. руководители подведомственных учреждений культуры РД, творческая интеллигенция, студенты, школьники и гости республики.

Современное ювелирное искусство опирается на богатые художественные традиции, уходящие своими корнями в глубь веков. В нем прослеживается непосредственная преемственность традиций дагестанского декоративно-прикладного искусства с присущими ему этническими особенностями.

Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными достоинствами.

Искусство обработки серебра в Дагестане имеет свою многовековую историю. Почти в каждом горном селении были мастера – ювелиры, которые изготавливали разнообразные женские украшения, мужские пояса, газыри и т. д. В некоторых аулах ювелирное дело приняло массовый характер и выделилось в отдельный вид ремесла.. В конце XVIII – начале XIX веков выделяются ювелирные изделия даргинского аула Кубачи, лакских селений Кумух, Хурукра, Унчукатль, Балхар, лезгинского селения Ахты и аварских селений Гоцатль, Ругуджа, Гамсутль,, Унцукуль, Хунзах, Ботлих и другие.

Один из древнейших центров металлообработки в Дагестане был аул Кубачи. Известность и славу кубачинцам принесло серебряное дело, прежде всего, украшение оружия. Наряду с оружием кубачинские мастера украшали серебряные пряжки для поясов, сами пояса, подвески, браслеты, серьги, газыри и другие ювелирные изделия. Уникальные произведения кубачинских мастеров хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран.

Кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. В свою очередь само оно значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов (например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра), богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций.

Изящными образцами оружейного и ювелирного искусства, высоким мастерством в отделке различных изделий серебром, золотом, слоновой костью и эмалью славился Кумух. Изделия кази-кумухских ювелиров очень высоко ценились и имели широкий спрос за пределами Дагестана и России.

Искусство художественной обработки серебра получило широкое и многообразное развитие и в аварских районах. Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.

Сегодня выросло и работает новое поколение молодых ювелиров, владеющих многообразием традиционных декоративных приемов и продолжающих классические традиции в современном ювелирном искусстве. Они создают невероятные по красоте и сложности изделия. Это Асият Парамазова, Алибег, Расул и Абдусалам Куртаевы, Алмасов Курбан, Рабадан, Алихан и Мурад Каммагаджиевы, Абдулла Гасанов, Магомед Магомедов, Шамиль Джамалудинов, Заур, Ибрагим и Марат Гусейновы, Рабадан и Тимур Акаевы, Абдул и Мурад Алихановы, Рабадан Кишов, Алигаджи и Нариман Хурдаевы, Рабалан Умалатов, и многие другие.

Молодые мастера современного ювелирного искусства Дагестана бережно сохраняют и развивают традиции своих предшественников. Они в своих творческих поисках новых форм изделий, их пластической и декоративной выразительности, национально-этнической самобытности и своеобразия обращались, и впредь будут обращаться к богатому художественному наследию прошлого, созданному многими поколениями мастеров. Художественные приемы и технические навыки, передаваясь из поколения в поколение, обогащаются и совершенствуются, что способствует сохранению его национально – этнического своеобразия.

 
Акция "Ночь музеев"

 

В рамках празднования Международного дня музеев, 21 на 22 мая 2016 года в ГБУ « Музей- заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул» прошла культурно-образовательная и познавательная акция « Ночь музеев», приуроченная к 150-летию Российского исторического общества и Году российского кино. Основная тема «Ночи музеев» - «История одного экспоната».

В программе представлены тематические выставки, показ национальных костюмов, мастер-классы, встречи с научной и творческой интеллигенцией, молодыми мастерами-ювелирами, художниками и демонстрация художественного фильма «Загадка кубачинского браслета» из произведения народного писателя Дагестана Абу-Бакара Ахмедхана.

Открыла акцию «Ночь музеев» Сулейманова Зумруд Запировна - ген. директора музея «Дагестанский аул». В мероприятии принял участие и гость из Чеченской республики, президент Ассоциации Кавказских писателей «Гора» Исаев Тауз Султанович, рассказавший о традициях наших двух народов, об их общности. Здесь же выступил вице-президент Ассоциации «Гора» доктор философских и филологических наук Ильясов Хизри Ильясович.

Своим видением о роли Российского исторического общества и ювелирного искусства поделился Магомедов Амирбек Джалилович – д.и.н главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН .

На протяжении всей акции демонстрировался художественный фильм «Загадка кубачинского браслета, и на встрече присутствовал и принял участие в акции один из исполнителей ролей в этом фильме – Айгумов Айгум Эльдарович – народный артист РФ, председатель правления Союза театральных деятелей РД, худ. руководитель Дагестанского Государственного Кумыкского драматического театра им. А-П Салаватова. Встреча с актером прошла в стиле «вопросы – ответы».

О творчестве наших актеров и проблемах в кино рассказал Сулейманов Магомед Мирзаевич – председатель правления Дагестанского отделения Союза кинематографистов РФ.

Интересными рассказами из жизни поделился Юсупов Хизри Абдулмаджидович – к.ф.н., старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН.

Со своими стихами выступали молодые поэты Афиса Халилова – аспиранты ДГТУ, Аймин Мусаева - аспирантка ДНЦ РАН. В этом же жанре выступили школьницы со стихами о войне и мире на русском и английском языках, в частности Абдуллаева Хадижат ученица 5-ого «А» класса 1-ой школы г. Махачкала.

Акцию «Ночь музеев» посетила   Ахмедова Марина Анатольевна – зам. председателя Союза писателей РД.

Мастер-класс по ювелирным изделиям провели и показывали посетителям молодые мастера-ювелиры  Захраева Фатима Нуратдиновна и Гасанов Абдулла Яхъяевич.

В рамках акции было прочитано  и проведены более 10-ти лекций-экскурсий на тему «Культура, традиции и обряды народов Дагестана» зав. выставочным отделом музея «Дагестанский аул» Гамзатовой Д.А.

 
"Поэт и мастер"

Закончился Год литературы, но не закончилось великое искусство Слова и наша потребность в нем. И потому снова встреча поклонников прекрасного на фоне выставки народного искусства. Уже в щестой раз этнографический музей «Дагестанский ал» проводит поэтический вечер в рамках проекта «Поэт и мастер»,  из них четвертый раз – в Выставочном зале Союза художников Дагестана.

Сотрудничество поэтов, народных мастеров, художников и этнографического музея становится все более тесным и плодотворным.

В этот раз вечер поэзии прошел на фоне выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша»,  представившей более 100 работ уникального народного искусства, включая несколько старинных подлинников, достаточное количество реконструкций этого утерянного в ХХ в. искусства,  а также его творческого переосмысления современными дизайнерами.   Участниками поэтической встречи стали известные дагестанские поэты Марина Ахмедова, Максуд Зайнулабидов, Хамис Шамилова и молодой лезгинский поэт Владик Батманов.

Удивительно, но такое узко локальное явление традиционной культуры как кайтагская и усишинская вышивка пробудило в душе творцов поэтического слова и их слушателей  - студентов ДХУ им. М.Джемала, колледжа культуры им.Б.Мрадовой, ДГТУ - высокие эмоции и воспоминания о детстве, матери, первой любви… Потому что, как говорил великий поэт ХХ в. О.Мандельштам «И море, и Гомер – все движется любовью…»

 
Этнографические чтения в «Дагестанском ауле»

 

19 апреля в Выставочном зале Союза художников Дагестана в рамках проекта «Этнографические чтения» на фоне выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша» прошла лекция-экскурсия для студентов исторического факультета ДГУ.  Тема лекции – даргинские ритуальные вышивки – узко локальное явление, существующее до начала ХХ в.  в нескольких селениях Кайтагского, Акушинского и Дахадаевского районов.  Вела экскурсию зам.директора по науке, искусствовед Т.П.Петенина.

 
Выставка "Дагестанские вышивки: Кайтаг и Усиша"

8 апреля 2016 г.  в  выставочном зале  Союза художников РД состоялось открытие выставки «Дагестанская вышивка: Кайтаг и Усиша» из проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее».

В открытии выставки приняли участие заместитель Председателя комитета Народного собрания РД Авшалумова Людмила Хизгиловна, представитель Министерства  по туризму и народным художественным промыслам Газимагомедов Гамзат Газимагомедович, глава МР «Кайтагский район» Темирбулатов Алим Магомедович, заместитель главы МО «Акушинский район» Гасангусейнова Эльвира Курбанисмаиловна, ректор ДГУ Муртазали  Хулатаевич  Рабаданов, ректор ДГПУ Магомед Имранович Абдуллаев, руководитель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедович Магомедов, руководители учреждений культуры, научные работники, художники, журналисты и  студенты.

Открывая выставку,  генеральный директор музея «Дагестанский аул» Сулейманова Зумруд Запировна  отметила, что  данная выставка посвящена одному  из наиболее   интересных и самобытных  видов народного искусства – дагестанской  вышивке, рассказала об уникальности и неповторимости  кайтагской и усишинской вышивок, имеющих в прошлом ритуальное значение  и поблагодарила участников и гостей выставки.

На выставке представлено более 100 разнообразных работ кайтагской и усишинской вышивок, а также коллекция одежды Веры Агошкиной и работы студентов Дагестанского художественного училища.

Орнаментальные традиции кайтагской вышивки были очень устойчивы и  во многом уникальны.  Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты мастерства, привнося в этот  вид искусства новые сюжеты, элементы орнаментов и в тоже время, не нарушая традиции.  Вышивка  выполнялась натуральным шелком на домотканой хлопчатобумажной ткани  небольшого размера (обычно 50х100см) в технике  «гладь вприкреп», которая не используется больше нигде на Кавказе  и долгое время  считалась практически утерянной.

Огромный интерес представляют своеобразные  и неповторимые вышивки из с. Усиша Акушинского района. Усишинская  вышивка  отличается своим необычным геометрическим орнаментом. Излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Практически в каждой вышивке присутствуют  изображения крестов  или свастических фигур разной величины. Предпочтение в них отдаётся чёрному, красному, зелёному, желтому, редко розовому  цвету. Следует отметить, что это очень узкое локальное явление,  аналогов усишинской вышивке в других районах Дагестана нет.

К сожалению, в советское время многие традиции дагестанской народной вышивки были забыты,  и поэтому актуальной становится проблема ее возрождения и развития, обусловленные повышенным интересом к традиционной  культуре дагестанских народов. Наиболее значительные успехи достигнуты в возрождении  кайтагской вышивки.

Огромная заслуга в сохранении традиций кайтагской вышивки принадлежит замечательным женщинам и талантливым мастерицам Зубайдат Гасановой, Разият Магомедовой, Ашуре Гасайниевой,  Ане Амаровой и др.

Благодаря энтузиазму, упорному и кропотливому труду Зубайдат и ее единомышленников, удалось возродить утраченное народное искусство.

В кайтагских школах введено обучение технологии вышивки на уроках труда, факультативах и кружках. В настоящее время в районе освоили технику «настил вприкреп»  более 200 человек.

Сегодня искусство кайтагской вышивки как яркое художественное явление  перешагнуло границы даргинского района и стало распространяться по всему Дагестану.

 

 
"Поэт и мастер"

Закончился Год литературы, но поэзия осталась 31 марта 2016года  в этнографическом музее «Дагестанский аул» в рамках проекта «Поэт и мастер» состоялась очередная встреча с дагестанскими поэтами. В этот раз поэты читали стихи на фоне проходящей сейчас в музее выставки «Уроки Гаджиомара», посвященной жизни и творчеству старейшего кубачинского мастера Г.Б.Изабакарова. В поэтическом вечере приняли участие народные поэты Дагестана Шейит-Ханум Алишева и Аминат Абдулманапова, лакский поэт Ильяс Магомедов, кумыкская поэтесса Гульбагдад Омарова, а также совсем юные поэты – члены молодежного объединения «Верба» Сурия и лезгинский поэт Вадим Батманов.

Как всегда интересно и непринужденно вечер вела народный поэт Дагестана, зам. председателя Союза писателей Марина Ахмедова. А слушателями были молодые – студенты Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, колледжа культуры им.Б.Мурадовой, Дагестанского технического университета, представители учреждений культуры. И, конечно, почетным гостем вечера был сам мастер – Гаджиомар Изабакаров, которому в январе исполнилось 85 лет.

 
Выставка «Уроки Гаджиомара»

Кубачинские луга Гаджиомара Изабакарова Выставка «Уроки Гаджиомара», открывшаяся 3 марта в этнографическом музее «Дагестанский аул» (ул.Буйнакского, 9) посвящена творчеству и педагогической деятельности старейшего кубачинского мастера Гаджиомара Бахмудовича Изабакарова. В этом году ему исполнилось 85 лет. Традиционалист в высоком смысле слова, человек удивительно цельный и гармоничный, он всю жизнь не покидал родной аул и не искал вдохновения вне его культуры и искусства. И потому кубачинский орнамент для мастера - неиссякаемый источник вдохновения для создания сотен эскизов, часть которых воплощается в серебряном изделии, остальные ждут своего часа. Миндурма (сетка), мархарай (заросли), гумусса, тутта (ветка), тамгIа (пятно), москав накьиш (московский узор), хIяшур и снова мархарай, и снова тутта – на бумаге, картоне, стекле, холсте, штукатурке… На выставке представлено более 100 эскизов орнаментов, самый ранний из которых датируется 1947 годом, а самый поздний выполнен за несколько дней до открытия выставки. Как истинный кубачинец, Гаджиомар Изабакаров чувствует орнаментально, думает орнаментально, видит мир через орнамент. Создавая на бумаге орнаментальную композицию, художник по сути дела создает станковую графическую картину, имеющую самостоятельную эстетическую ценность. При кажущемся на первый взгляд однообразии десятков и сотен эскизов, при внимательном рассмотрении их обнаруживаешь удивительное разнообразие, которое можно классифицировать по тематике, графическому почерку, композиционному построению. Каждый тип имеет свою историю, свои прообразы – в ближневосточном орнаментальном искусстве, в кубачинских резных камнях, арабской каллиграфии, фольклоре. Рассматривая, по словам мастера, эти «кубачинские луга», невольно задумываешься о значении рисунка в ювелирном искусстве: ведь прежде, чем взять резец в руки, мастер берет бумагу и карандаш, и потому графика – неотделимая часть работы ювелира. И потому в экспозиции рядом с орнаментальными эскизами представлены работы Изабакарова-ювелира. Его изделия – одни из тысяч и тысяч так похожих кубачинских изделий - сабель и кинжалов, чайных и винных сервизов, разнообразных сосудов, женских украшений и изящных аксессуаров, и в то же время они совсем другие, имеют свое неповторимое лицо. Гаджиомар Бахмудович, практически, владеет всеми техниками обработки драгметалла и слоновой кости, но равных ему нет в сложной и редкой технике выемчатой эмали. Любимые цвета Изабакарова – небесно-голубой, ярко-синий в сочетании с белым и черным. Его работы всегда узнаваемы: в них нет пестроты и крикливости, присутствует особая чистота колорита, ясность мысли и удивительная одухотворенность. Еще на выставке представлены несколько фарфоровых анималистических фигурок, выполненных студентом Г.Изабакаровым в 1962-м году во время учебы в Московском химико-технологическом институте художественной промышленности. Есть и живописная работа из той же студенческой поры – копия фрагмента знаменитых васнецовских «Богатырей»: Добрыня Никитич на белом коне в обрамлении двойной орнаментальной композиции. Чувство меры и безупречный вкус художника помогли автору не впасть в китч, соединить несоединимое в гармоничном аккорде. Более 50 лет Г.Б. Изабакаров преподает основы кубачинского искусства в средней школе с. Кубачи. Изделия кубачинских школьников участвовали в 17 зарубежных выставках, получили 113 золотых, серебряных и бронзовых медалей на главной выставке достижений страны (ВДНХ). Поэтому часть экспозиции отведена под ювелирные и графические работы его учеников, хранящиеся в школьном музее и немногим отличающиеся от изделий взрослых мастеров. Здесь же награды, дипломы, методические издания мастера-педагога по главному предмету своей жизни – основам кубачинского искусства.

 
19 ноября в Дербентском музее истории мировых культур и религий состоялось торжественное открытие выставки «Мой аул»

19 ноября в Дербентском музее истории мировых культур и религий состоялось торжественное открытие выставки «Мой аул», организованной ГБУ «Музей-заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул». На выставке представлено около 50 произведений живописи и графики дагестанских художников разных поколений и направлений, в том числе И.Супьянова, А.Астемирова, С.Батырова, О.Гусейнова, О.Ефимова, К.Власовой, Х.Юсупова, Г.Абдурагимова, И.Уруджевой, С.Тихилова, А.Магомедова и многих других. Представлены и работы молодых авторов – Н.Савельевой, М.Юсупова, З.Исаева. Открыла выставку директор МИМКиР Гасанова Д.Т. На открытии выступили зам.директора музея Наджафова С.С., зам.директора музея «Дагестанский аул» Петенина Т.П., а также начальник Управления культуры г.Дербент Алиев М.Н., специалист Управления культуры Мирзабалаева Г.Ш., директор Дербентского государственного историк-архитектурного и художественного музея-заповедника Ибрагимов.А.М, директор Дербентского музыкального училища Махмудова К.Г., член молодежного парламента Дербента Р.Селимов и др. Все говорили об актуальности подобной акции, о наших общих исторических и культурных корнях, о том, что «все мы родом из аула».

 
Всемирная акция «Ночь искусств»

Уже второй год 3 ноября в Дагестане проводится всемирная АКЦИЯ «НОЧЬ ИСКУССТВ». И в этот день 12 лет назад от нас ушел великий Расул. А еще – заканчивается 2015 год – Год литературы. Все это вместе побудило этнографический музей «Дагестанский аул» провести данную акцию совместно с Союзом писателей Дагестана. Писатели подготовили литературную часть вечера, а музей – художественную. В фойе Союза писателей была развернута выставка из 18 произведений дагестанских художников под названием «Мой аул» - часть большой экспозиции, развернутой в сентябре в Выставочном зале союза художников. Были представлены работы таких известных мастеров, как З.Рабаданов, А.Мусаев, И.Уруджева, А.Астемирова, С. Тихилов, а также молодых художников – Н.Савельевой, И.Гимбатовой и др. А затем все перешли в святая святых писательского дома – музей Расула Гамзатова, который создан в бывшем кабинете поэта. Открыл вечер председатель Союза писателей Магомед Ахмедов. Он рассказал о значении поэзии Р.Гамзатова в современном мире. Затем выступили писатель, сценарист, публицист Шапи Казиев, директор ИЯЛИ им Г.Цадасы ДНЦ РАН, д.фил.наук, профессор М.И.Магомедов, аварский поэт, исследователь творчества Р.Гамзатова М.Зайнулабидов, поэты Б.Кулунчакова, К.Исрапилова и др. Все они делились своими воспоминаниями о Расуле Гамзатовиче, читали его и свои стихи. Выступали и совсем молодые, начинающие поэты. Вечер получился теплым и непринужденным. А главное – в его атмосфере витал дух Расула и звучали его бессмертные строки. Впервые в доме Союза писателей объединились две музы, и эксперимент оказался удачным. Сотрудничество «Дагестанского аула» с Союзом писателей в этом году имело самые разнообразные формы и его было решено продолжать.

 
«Творческий десант»

«Творческий десант» в Левашах 22 октября 2015г. В рамках проекта Министерства культуры РД «Творческий десант» этнографический музей «Дагестанский аул» провел культурно-просветительскую акцию в с.Леваши Левашинского района, включающую художественную выставку, встречу с дагестанскими поэтами, музыкантами, искусствоведом. В акции участвовали Председатель Союза музыкантов РД, пианист Баширов Х.М., члены союза писателей РФ – народная даргинская поэтесса РД Абдулманапова Аминат, аварские поэтессы Магомедова Сагибат и Салихова Умураги, даргинский поэт Шуканов Шамхал, а также зам.директора музея «Дагестанский аул», искусствовед Петенина Т.П., науч. сотрудник музея «Дагестанский аул» Даудов Д.М. Акция проходила в помещении Дворца культуры с.Леваши, в фойе которого на фоне экспозиция дагестанской народной культуры Центра традиционной культуры народов России и была развернута выставка живописи и графики современных дагестанских художников. Было представлено 32 произведения 17 авторов, в числе которых такие известные мастера, как И.-Х.Супьянов, З.Рабаданов, А.Астемиров, С.Батыров, А. Мусаев и многие др. Их имена уже вошли в золотой фонд изобразительного искусства Дагестана. Открыл мероприятие начальник управления культуры Левашинского района Муталимов Х.З. Затем выступил Зам. главы Левашинского района Дибиров А.З., подчеркнувший важность подобных встреч для укрепления единства народов Дагестана. Зам.директора музея «Дагестанский аул» Петенина Т.П. рассказала о музейном выставочном проекте «Мой аул», который недавно прошел в Выставочном зале союза художников, о том, что передвижная выставка, приехавшая в Леваши, – часть этого проекта, о представленных художниках и их картинах. Затем началась художественная часть программы, которую вела Сапият Абдулмеджидова. С большим интересом зрители слушали выступления дагестанских поэтов. В Левашинском районе кроме даргинцев проживают аварцы, поэтому в десанте участвовали и даргинские, и аварские поэты. А.Абдулманапова, С.Магомедова, У.Салихова и Шуканов Ш. читали стихи и на родных языках, и на русском. Ярким и запоминающимся было выступление известного музыканта-просветителя Х.М.Баширова. Он рассказал о работе союза музыкантов Дагестана, который он возглавляет уже более 30 лет, и исполнил несколько произведений. За музыкальную часть вечера отвечал музыкант Арсен Дадаев. Он аккомпанировал молодым талантливым левашинским артистам, среди которых прекрасными голосами и проникновенной манерой исполнения вызвали бурные аплодисменты М.Гаджиев, Р.Абдулазизов, А.Чичиев, Р.Сулейманова, М.Таева и сама ведущая – С.Абдулмеджидова. Закончился вечер общим исполнением артистов песни о России. Работники Дома Культуры и Центра традиционной культуры народов России Левашинского района выразили пожелание подобные встречи делать регулярными.

 

 

 

 

 

 

 
«Поэт и мастер»

 

 

Вечер поэзии из цикла  «Поэт и мастер» проводится музеем «Дагестанский аул» в рамках Года литературы уже в третий раз.  Он опять прошел в Выставочном зале Союза  художников Дагестана совместно с Союзом писателей Дагестана, сотрудничество которых оказалось весьма плодотворным.

В этот раз поэтический вечер прошел на фоне выставки «Мой аул»,  представившей 130 произведений живописи и графики дагестанских художников, принадлежавших разным поколениям, разным стилистическим направлениям. Постоянными участниками поэтических вечеров, организуемых музеем, стали известные дагестанские поэты Марина Ахмедова, Аминат Абдулманапова, Космина Исрапилова, Максуд Зайнулабидов, а также Сабигат Магомедова, Ильяс Магомедов и др. Активное участие приняли и молодые поэты – Зайнал Казимов и Зейнаб Магомедова.

Дагестанские поэты читали стихи, посвященные своей малой родине - дагестанским аулам, традиционной культуре наших народов.

Идея проведения «литературного годекана» на фоне изобразительного искусства привлекает все больше поклонников.  И весьма радует, что среди них много молодежи – и пишущей, креативной, и просто любящей прекрасное.

 

 
Выставка «Мой аул»

 

11.09.2015года  Государственное бюджетное учреждение «Музей-заповедник-этнографический  комплекс «Дагестанский аул» совместно с Союзом художников Республики Дагестан открывает выставку «Мой аул».

В  Выставочном  зале Союза художника РД  представлены более ста произведений дагестанских художников – известных и не очень, маститых и начинающих, работающих в самых разных стилистических манерах – от академической школы до импрессионизма, от примитивизма до беспредметного отражения материального мира. Но все они объединены одной темой и одной любовью – к дагестанскому аулу, как наиболее полному выразителю кода души Дагестана.

Каждая картина – признание автора в любви своей малой родине. Каждый пейзаж – песня: эпическая, лирическая, драматическая, наивная, но всегда искренняя – и потому трогает бесконечно.

Мой аул... В этих двух коротких словах для каждого дагестанца заключено очень много смыслов. И воспоминания о босоногом детстве, и вкус испеченного бабушкой хлеба, ее натруженные руки, не знающие ни минуты покоя, и холодная родниковая вода, которой только и можно было утолить жажду, и песня матери, склонившейся над колыбелью, мычание коров, в предутренней мгле бредущих через все село на пастбище, запах тлеющего кизяка, сложенного под навесом – в каждом ауле свой рисунок, своя эстетическая система. А еще - пронзительные звуки зурны под мерный рокот барабана, пробуждающие в горской душе сильнейшие эмоции, аульские свадьбы, что все вместе составляет в жизни каждого такое важное понятие, как Родина.

Моя маленькая родина. Мой аул. Когда знакомятся дагестанцы, первый вопрос: откуда ты? И недостаточно назвать район, обязательно надо уточнить – из какого села. И сразу впечатление от визуального образа человека приобретает определенность и конкретику: как будто ты узнал подробности его биографии, заглянул в семейный альбом. Действительно, трудно найти другой народ, который был бы так привязан к своей земле, своим корням,  своему отчему дому.

Каким бы не был твой маленький аул – он единственный на этой земле. И имя у него единственное. Послушайте, как прекрасно звучит: Корода, Ашты, Унчукатль, Эрпели, Читур, Кидеро, Ицари, Кахуль, Янгиюрт, Мескенджи, Тлярош, Шиназ, Гоор  и еще много-много других… Можно часами рассматривать карту Дагестана, блуждать взглядом по сложному лабиринту его рельефа, выискивая знакомые и незнакомые звучные имена. А мы  не назвали еще аулы-бренды, являющиеся визитной карточкой Дагестана: Балхар, Кубачи, Унцукуль,

 

Гоцатль, Сулевкент, Цовкра, Цада, Испик, Амузги, Тарки, Кала-Корейш, Ахульго, Гимры… Этот список тоже можно продолжать бесконечно.

У каждого из нас свой аул. Но жизнь любого аула интересна гармоничным сочетанием традиционности, размеренности и удивительным внутренним динамизмом, биением особых токов земли, помогающих понять сущностные вещи, на которых зиждется жизнь. Может поэтому, однажды побывав в любом дагестанском ауле, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Каждый дагестанский  художник  отдает дань теме села, аула, родного дома. Эта тема с самого начала питала дагестанское изобразительное искусство: вспомним наших классиков  - Е.Лансере, Х.Мусаева, М.Джемала, Ю.Моллаева, М.Юнусилау и их аулы.  Следующее поколение:   З.Рабаданов, М.Шабанов, Х.Курбанов, О.Гусейнов, О.Ефимов, М.Хизроев – аулы, аулы, аулы…  Художники «новой волны», творчество которых с самого начала питается народной культурой – ранние И.Супьянов и М.Кажлаев, А.Астемиров и И.Гусейнова, Ж.Колесникова и А.Магомедов, З.Исаев и С.Тихилов, более традиционные С.Батыров и А.Мусаев,  О.Пирбудагов, И.Уруджева, Т.Кагиров, и конечно, безвременно ушедшие Х.Юсупов и Г.Абдурагимов и их аулы.

Да, что говорить о дагестанских авторах, если приезжие художники – и те, для кого встреча с Дагестаном была эпизодом биографии, и те, кто здесь обрел вторую родину – Г.Конопацкая, А.Августович, Г.Пшеницына, В.Скугарев -  все они ощутили магию Дагестана, все были покорены древними камнями его аулов. Не надо далеко ходить за примером – Клара Власова, московская 90-летняя художница, впервые приехавшая в Дагестан в 1969 г., с тех пор ежегодно проводит в любимом ауле Чох по несколько месяцев, интенсивно работая на пленэре и выдавая десятки превосходных пейзажей.

И молодое поколение  уже заявило о себе громко и ярко – М.Халилов, Н.Савельева, … отдают дань «своему» аулу.  Меняется стилистика, меняются технические приемы и эстетические пристрастия – неизменно одно – преданность дагестанских художников своим корням. Потому, проходя по выставке и внимательно всматриваясь в «лица» наших аулов, их прекрасные «глаза», возможно, нам легче будет ответить на вечный вопрос: кто мы? Откуда? Куда мы идем? Спасибо нашим художникам за это.

Возможно, именно наши аулы, как одни из самых постоянных константов  в мире, еще держат на своих плечах небосвод дагестанской культуры.

Выставка продлится до 4 октября 2015 года.

 

 

 

 

 
Выставка «Учалтан, бохча и чирах»

 

4.09.2015года ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» в филиале Галерее «VAGIDAT» открыл выставку  «Учалтан, бохча и чирах», которая является  продолжением долгосрочного проекта «Горская сакля». Первая экспозиция была посвящена двум формам народного прикладного искусства – сундукам  и чохто.

Выставка «Учалтан, бохча и чирах» включает три вида – деревянные поставцы (учалтаны), сумочки для рукоделия (бохча), и масляные светильники-чирахи. Данная  выставка дают возможность увидеть, понять и оценить красоту формы, богатство орнамента, вневременной дизайн, казалось бы, простых бытовых предметов, свидетельствующих о безупречном вкусе народа.

Учалтан – это поставец для столовых приборов, чаще всего он бывает трехчастным. Центральная часть с крышкой использовалась для соли, а боковые – для ножей, вилок, ложек.

В горских домах учалтаны выполняли и декоративную функцию, украшая достаточно аскетичный интерьер горского жилища.

В основном они выполнялись из дерева: липы, чинары, сосны и украшались резным орнаментом. В разных селениях и у разных народов можно наблюдать свои художественные особенности и характерные отличия.

В аварских районах широко распространены, по определению П.М. Дебирова, креслообразные учалтаны, состоящие из круглой спинки, на которой обычно изображался стилизованный солярный знак, прямоугольного ящика и двух боковых карманов. Здесь используется геометрический или растительно-геометрический орнамент, характерный для аварского прикладного искусства.

В некоторых даргинских районах встречаются учалтаны прямоугольной формы с одним большим карманом, разделенным на три части. Разделы эти декорированы стилизованными головками лошадок. Резьба на этих учалтанах чаще растительно–геометрическая и чешуйчато-ногтевой формы.

У лакцев встречаются учалтаны, обитые листовой медью с чеканным геометрическим узором и раскрашенные цветной росписью.

Бохча – особый предмет горского обихода, своеобразная сумочка, как правило, имеющая форму конверта, в которой хранят предметы женского рукоделия: нитки, иголки, пуговицы, тесьму и др. Она также использовалась для хранения писем и документов. В больших бохча хранились Кораны. Их шили из дорогих тканей или из лоскутков – сукна, зарбаб (набивной шелк), махмар (бархат), парча и др.

На выставке представлены разнообразные типы бохча, украшенные богатым золотным шитьем.

Бохча не только хранились в сундуках и шкафах, но были и такие, которые вешали на стену для украшения дома. В экспозиции только одна маленькая черная бохча – с вышитым гребешком и абстрактным асимметричным рисунком – предназначена для этой цели.

С большим вкусом мастерицы подбирали ткань для подкладки. Учитывались цвет и фактура основной ткани. Часто бохча выполнялись и в технике пэчворк (лоскутное шитье), для чего по традиции бережно собирались самые маленькие лоскутки дорогих и красивых тканей. По шву бохча зачастую украшали тесьмой и эта же тесьма служила для завязывания.

Третья группа предметов, широко бытовавших в горском доме и одновременно несущих сакральный смысл, – чирахи. Это масляные светильники традиционной формы в виде невысокого кувшинчика с вытянутым горизонтально туловом, переходящим в носик для фитиля. На выставке представлено 8 светильников. Это и классические бронзовые кубачинские чирахи на 4-х ножках с «птичкой» на тулове, и керамические светильники из с. Сулевкента, Балхара, Ирана.

Чирах был не только предметом материальной, но и духовной культуры. Его часто использовали при сакральных церемониях: первыми вносили в новый дом, несли впереди свадебного шествия.

Данная выставка еще раз обращает внимание зрителей к бесконечному разнообразию и подлинной красоте, казалось бы, обыкновенных предметов народного быта, которые зачастую являются настоящими произведениями   искусства.

Выставка продолжится до 4 ноября 2015года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
 
Использование материалов сайта запрещено.
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул»
Разработка и создание сайта Stylemax - Махачкала