Новости
Вечер поэзии, посвященный 200 – летию со дня рождения Омарла Батырая.

24.03.2017г. ГБУ «Музей – заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с Ассоциацией творческой и научной интеллигенции «Родник» провел вечер поэзии в зале музея, посвященный 200 – летию со дня рождения Омарла Батырая.

Открыла юбилейное мероприятие ген. директор музея «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. Она отметила, что Омарла Батырай классик не только даргинской, не только российской, но и общемировой поэзии. Он достойно занимает свое почетное место в вербальной культуре человечества. Певец мужества, певец любви продолжает жить в сердце народа.

 

Даже смерть красна того,

Кто за родину погиб.

Смолкнет сердце у бойца,

Не умрет молва о нем.

 

(Пер. Н.Гребнева)

 

Президент Ассоциации творческой и научной интеллигенции «Родник» Аминат Абдурашидова в своем выступлении подчеркнула, что Омарла Батырай является самым читаемым, цитируемым даргинским поэтом. Его произведения переведены на языки более двух десятков народов мира. «Сегодня на встречу с ценителями творчества Омарла Батырая пришли поэты и писатели из Ассоциации творческой и научной интеллигенции «Родник». Они прочитают вам свои переводы стихов классика дагестанской поэзии на родные языки.

«Поэзией полета» назвал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов творчество Омарла Батырая»

В переводе на аварский язык стихи Батырая прочитала поэтесса, ответственный секретарь журнала «Литературный Дагестан» Тубхат Зургалова. Она сказала, что он – ее любимый поэт. Со студенческой скамьи помнит она наизусть многие его стихи.

Классик дагестанской литературы Омарла Батырай оставил для нас, читателей, богатое наследие. О насыщенности социальным смыслом, о высоких художественных достоинствах его поэзии написали литературоведческие исследования такие корифеи литературы, как народный писатель Дагестана Магомед – Расул, доктор филологических наук Абдулла Вагидов и многие другие. Читателям, чтобы лучше понять роль и значение творчества Омарла Батырая в мировом литературном процессе, следует обратиться, после изучения первоисточника – поэзии Батырая, к исследованиям литературоведов.

Главный редактор вещания на агульском языке ГТРК «Дагестан» Гаджи Алхасов продекламировал классика дагестанской поэзии в переводе на агульский язык. Музыка стихотворения, мастерски переданная Гаджи Алхасовым, заворожила собравшихся. Алхасов сказал, что готовит отдельную статью, посвященную творчеству великого Батырая.

Аспирантка ДНЦ РАН, молодая поэтесса Айлин Мусаева заметила, что в творчестве Омарла Батырая мастерски задействованы глубинные пласты народной поэтической культуры.

Волшебные струны души поэта особенно трогательно звучат, когда воспевается возлюбленная.

Великая любовь Батырая и Аминат, которую влюбленный поэт, будучи настоящим джигитом похитил, стоит в одном ряду с такими именами, как Петрарка и Лаура, как Махмуд и Мариям и многие другие блистательные имена.

Интересные детали из биографии поэта привел в своем выступлении редактор даргинского выпуска журнала «Литературный Дагестан» Тавсултан Саидов.

В песнях о странствиях видны острые края исторического перелома, когда на смену патриархальному укладу приходит бесчеловечный капитализм с его культом Золотого Тельца.

Молодая лезгинская поэтесса, аспирантка ДГТУ Афиса Халилова прочитала собравшимся стихи о матери собственного сочинения.

Выступление редактора журнала «Литературный Дагестан», доктора филологического и философских наук Хизри Ильясова было о Батырае – певце прекрасного: любви, красоты природы, мужества. Он продекламировал стихи классика даргинской поэзии в собственном переводе на родной, лакский язык. «Со всей ответственностью могу сказать, что стихи Омарла Батырая не уступают, а зачастую превосходят лучшие образцы мировой лирики,» - сказал Хизри Ильясович.

И, в заключение вечера, песни на стихи Омарла Батырая исполнила заслуженная артистка Дагестана Пирдауз Камалова.

Собравшиеся поблагодарили аплодисментами выступивших.

 
Выставка «Музыкальные инструменты народов Дагестана»

30.03.2017 г. ГБУ «Музей – заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» в рамках большого проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее» в зале Союза художников РД открывает выставку «Музыкальные инструменты народов Дагестана».

Выставка будет работать до 14 апреля 2017 г.

Начало в 16:00 ч.

 
"Антитерроризм"

 

Ислам не навязывают с автоматом в руках

Постоянно слышно одно и тоже. В каком - то районе республики обезврежено самодельное взрывное устройство, обнаружен тайник с боеприпасами, в ходе боестолкновения имеются убытие и раненные как среди боевиков так и среди силовиков, неизвестные лица обстреляли блок пост, среди сотрудников полиции имеются убитые и раненные.

Слава богу за последние годы нет взрывов устраиваемые разного рода террористами и экстремистами. Полагаю это результат повседневной личной работы по реализации республиканских и общероссийских  программ Главы Республики Рамазана Гаджимурадовича и многочисленных мероприятий и разъяснительной работы, проводимый в республиканских и местных органах власти по данной проблеме. И конечно результат огромной работы, проводимой органами внутренних дел республики и страны.

Эти явления, как подчеркивают известные общественные деятели и политики связаны с религиозными убеждениями и расхождением материально-финансовым положением среди населения,  с безработицей в республике.

Не надо земляки никому завидовать, зарабатывать себе на нормальные условия жизни, не попадая ни чей намус и долг, есть у всех здоровых людей, как у нас в республике, так и в других регионах большой родины. Своими поступками и действиями отдельные личности подводят республику.

Полагаю, что придут времена кодекса чести и достоинства, добра и взаимоуважения, доверия и уважения к власти.

Но, к сожалению, пока у нас: человечность уступила место дикости, добро - злости, дружба – целесообразности, трудолюбие – бездельности и стяжательство, гордость – чинопочитании и подхалимажу, порядок – беззаконию, ях1, намус – подлости, щедрость - скупости и жадности, скромность – гордыне и тщеславии. Терроризм превратился своего рода бизнес.

Где же отмечаемые всеми, кто бывал у нас в республике: единство, братство, дружба, трудолюбие, честь и достоинство?

Как указывает Глава Республики, авторитетный по всей стране руководитель региона, надо всем миром взяться за обеспечение преемственности нашего народа, наших традиций, не терять свою веру, культуру. У нас не меньше настоящих человеческих ценностей, чем у других народов. Наши моральные ценности и традиции больше уважали и даже ставили в пример.

2

Однако сейчас, обстановка к сожалению сложилась, так как хотят наши противники, назло нашим же общим интересам родины.

Земляки, мои дорогие, надо иметь ввиду, что зарубежные государства и их отдельные представители, используют имеющиеся у нас в Дагестане и в целом Сев. Кавказе проблемы в ущерб интересам нашей общей родины РОССИИ и ее расчленении.

На одном из заседаний Совбеза президент страны Владимир Владимирович обратил внимание на эту проблему, где сказал «Мы также сталкиваемся с деструктивной антироссийской деятельностью ряда зарубежных стран, вынужден с горечью об этом сказать, и подконтрольных им общественных и международных организаций, которые по – прежнему рассматривают Северный Кавказ, как плацдарм для дестабилизации России в целом, для нанесения нам экономического ущерба, для подрыва влияния России и ограничения нашей активности на международной арене».

Не дай, Аллах, повторение судьбы великой страны – родины старшего поколения СССР.

Дорогие мои земляки, не мною сказано и не одиножды повторено известными и авторитетными дагестанцами, что для нас всех дагестанцев Россия – есть опора, сила и надежда. Быть вместе с Россией и с ее народами – это благополучие наших потомков.

Да и исторически дагестанцы во многих случаях и в жизни были вместе с Россией, выступали за Россию. Об этом имеются многочисленные факты истории. например Гюлистанский договор, участие наших земляков в сражения первой мировой войны, вместе с русскими братьями.

Дагестанцы, наверное, знают, что завешал нам Великий Имам Шамиль, когда определенное время прожил среди русского народа и увидел их отношение к себе и своей семье.

Действовать против экстремизма и терроризма следует всем миром, и при этом, не ущемляя религиозные чувства настоящих верующих. Сказано же: «самое большое наследство воспитание».

Никому ведь не секрет, что первоначально в нашего Пророка большинство его соплеменников и родственников поверили и поддержали его за доброту, честность, скромность, уважение к соплеменникам и порядочность во всех личных делах. В том числе, между прочим и в торговых.

Аппеляция к религии любых поступков экстремистов служит для покрытия своих корыстных интересов, тем более это позор для всего Дагестана, если эти поступки допускаются за деньги.

3

Наши религиозные структуры, которые имеют значительное влияние и авторитет в нашем обществе могли бы с такими явлениями вести работу более активно, вовремя выявлять их и ставить на правильный путь истины, имея ввиду, то что явно идет смещение обыкновенного экстремизма с религией. Не должно быт у нас места понятиям  как исламский экстремизм или исламский терроризм. Как мы видим у нас в республике созданы все возможные условия  для соблюдения всех установленных норм ислама.

Всем сомневающимся в требованиях и основных позициях ислама к поведению верующего во всех семейных и жизненных обстоятельствах рекомендую изучить со всеми ответами содержательную книгу Муфтия – Дагестана, Шейх Ахмад – Хаджи Абдуллаева.

В этой связи возникает вопрос, чем и кем может быт оправдан, подлый поступок бандитов, которые совершили убийство ни в чем не повинных двух братьев.

Зато долгие годы не забудут  дагестанцы и вся Россия достойный ответ, данный им сотрудником полиции Магомедом Нурбагандовым: «РАБОТАЙТЕ БРАТЬЯ!», на требования бандитов обратится к своим коллегам уходить из органов полиции. Он  прославил своей храбростью и преданностью  профессии нашу  родину на всю большую родину Россию.

Сколько горя принесли бандиты в эту семь и дальнейшую жизнь осиротевших сыновей Героя России Нурбагандова. Если они верующие в ислам мусульмане должны же хоть знать, что в Коране прямо сказано «… поступай с другими так, как хочешь, чтобы они  поступали с тобой».

Здесь вспоминаются слова матери Героя России из Карабудахкентского района Абдурагимова Магомедшамиля Магомедовича(звание Героя было присвоено посмертно), погибшего в боестолкновении с террористами, спасая в ходе сражения своего русского друга – сослуживца,  Маржанат Гаджиевны. Принимая Золотую Звезду Героя в 2006 году из рук Президента Республики Дагестан Муху Гимбатовича Алиева сказала: «Мое горе безмерно. Но через боль и слезы я осознаю, что Всевышний дал мне одного из лучших сыновей. Я благодарю Аллаха за такого сына. Шамилю было 25 лет, он был моим единственным сыном. Я благодарю Аллаха за то что мой сын не оказался среди тех, кто пришел убивать, сеять панику и страх среди своего народа. Я хочу обратится к вам террористам, боевикам … Не знаю, как вы называете себя… Наверное, заблудшие несчастные дети своих несчастных родителей. Вы все, и те кто напутствует на этот путь, вы все будете наказаны. И наказаны будете вдвойне, потому что в своих

4

преступлениях вы используете имя Аллаха. Ислам – это не боль и слезы. Ислам – это добро и тепло, забота и радость. Ислам не навязывают с автоматами и гранатометами на руках. Ислам проповедуют с чистыми помыслами.

Я благодарю всех, кто любил моего сына. Я благодарю всех, кто помнить веселого жизнерадостного парня. Парня, который чтил и уважал все, что создал Всевышний. Парня, который безумно хотел жить, но отдал свою жизнь за то, чтобы жили другие. Я искренне желаю всем вам, чтобы ваши дети получали Звезды Героев, но чтобы получали в свои руки».

И действительно, хватит же мои дорогие, в необъявленной войне, без оснований и причин убивать друг друга, разве вам не жалко плачущих и скорбящих матерей и сестер, смотреть на опущенные головы и хмурые глаза отцов и братьев. В конце концов детей пожалейте остающихся сиротами.

 

Даудов Магомедсаид

сотрудник музея «Дагестанский аул»

(Материал подготовлен в рамках реализации

Государственной программы РД «Комплексная программа

противодействия идеологии терроризма в

Республике Дагестан на 2016 год»)

 
"Творческий десант"

 

24 ноября этнографический музей «Дагестанский аул» провел Творческий десант в г. Избербаш совместно с Отделом культуры администрации города.

Местом проведения акции стал Дворец культуры г.Избербаш- Центр традиционной культуры народов России.

Программа состояла из двух частей и представляла разные направления художественной деятельности ведущих творческих коллективов республики.

Первая часть  включала открытие персональной выставки «Дороги Хаджимурада» заслуженного художника  РД Амирхана Магомедова. В экспозицию вошли 28 эскизов 1996 г. к фильму Эмиля Лотяну по повести Л.Н. Толстого «Хаджимурад». В фойе Дворца культуры Избербаша, где была  развернута экспозиция, собралось много людей – школьников, студентов, преподавателей, творческой интеллигенции.

На открытии выставки выступили начальник Отдела культуры города Газиева П.К., зам.директора по науке музея «Дагестанский аул» Петенина Т.П., художник  Амирхан Магомедов, поэт Аминат Абдурашидова прочитала стихотворение из цикла «Имам», а солистка ансамбля «Песни и танца Дагестана» Пирдоуз Камалова исполнила народную песню на стихи О.Батырая.

Вторая часть включала концертную программу, в которой приняли участие Даггосфилармония им.Т.Мурадова, союз писателей и союз музыкантов РД, Ассоциации  творческой и научной интеллигенции «Родник», Государственный ансамбль танца Дагестана «Каспий, а также художественные коллективы Избербаша.

Программа концерта отличалась разнообразием и каждый зритель мог услышать и увидеть близкое своим эстетическим вкусам. Струнный квартет Даггосфилармонии  исполнил произведения И.-С. Баха, В.-А.Моцарта, Элгара. Вела этот блок художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РД  И.Г.Нахтигаль. Большим успехом зрителей пользовалось выступление вокальных коллективов филармонии – Театра песни «Джислам» и ансамбля «Эридан», исполнявших песни на русском и на языках народов Дагестана.

Не менее ярким было и выступление дагестанских поэтов. Открыла эту часть программы народный поэт Дагестана Аминат Абдулманапова. Затем выступили  члены Ассоциации  творческой и научной интеллигенции «Родник». Президент Ассоциации Аминат Абдурашидова прочитала свое стихотворение и представила публике аварскую поэтессу Умараги Салихову, молодых поэтов – лезгина Сулеймана Сулейманова и Айлин Мусаеву,  пишущую на русском языке.

Государственный ансамбль танца Дагестана «Каспий» (Дербент, художественный руководитель Севиль Багирова) исполнил три танцевальных номера: «Кайтагский узор», «Азербайджанский парный» и музыкально-хореографическую композицию «Дагестан».

Председатель Союза музыкантов РД, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Дагестана Хан Баширов исполнил  прелюдию  Наби Дагирова, а также песню из знаменитого фильма «Белое солнце пустыни» под свой аккомпанемент.

Не остались в стороне и избербашские артисты. Юные танцоры из хореографического ансамбля «Избербаш» при Детской школе искусств,  недавно ставший лауреатом XX Международного  конкурса «Юные таланты» (Ростов-на-Дону) исполнили шуточный танец. Специалист по вокалу Центра традиционной культуры народов России г.Избербаш Саида Магомедова исполнила песню о России. Заключительным номером программы стала музыкально-хореографическая композиция «Дагестан» в исполнении» и вокальной группы Дербентского музыкального училища «Виктория».

Вел концерт специалист ЦТКНР г.Избербаш Алан.

 
"Ночь искусств"

4 ноября 2016г. в ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» прошла Акция «Ночь искусств».

Музей «Дагестанский аул» акцию организовал  совместно с ГБУ «Государственный оркестр народных инструментов РД», ГБ ПОУ РД «Дагестанское художественное училище имени М.А.Джемала».

В залах музея для посетителей проводились и показывали мастер –классы по ковроткачеству ( Меджидова Изаят ),Кайтагской  и Усишинской вышивки (студенты художественного училища), на экране демонстрировались фильмы о народных художественных промыслах Дагестана.

Работники музея рассказывали посетителем о музее, проводили обзорную экскурсию по выставочным залам.

Акцию «Ночь искусств» посетили министр культуры РД Зарема Ажуевна Бутаева, которая сама непосредственно стала участником мастер-классов, заместитель министра культуры Гаджиев Мурад Хабибович, директор художественного   училища Камбулатов Мухтар Гаджиевич  с преподавательским составом, представители других министерств и ведомств, Союзов, общественных организации, студенты, школьники, гости и жители Республики.

 
выставка "Молодые ювелиры Дагестана"

10.06.2016 г. ГБУ "Музей заповедник-этнографический комплекс "Дагестанский аул" открывает выставку "Молодые ювелиры Дагестана".

Выставка будет проходить в выставочном зале музея "Дагестанский аул" по адресу: ул.Буйнакского ,9.

Начало в 16:00 ч.

 
"интерактивное занятие со студентами "

 

6 мая в музее «Дагестанский аул» проходило интерактивное занятие со студентами 2курса исторического факультета ДГУ на тему «Музеи России». Студенты представили интересные презентации о крупнейших российских музеях (Эрмитаж, Кунсткамера. ГИМ), а также об экомузеях  России и Европы.

 
Выставка "Дагестанские вышивки: Кайтаг и Усиша"

8.04.2016 г. ГБУ "Музей-заповедник-этнографический-комплекс "Дагестанский аул" в рамках большого проекта "Традиции ремесла. Прошлое и настоящее" в зале Союза художников РД открывает выставку "Дагестанские вышивки: Кайтаг и Усиша".

Выставка будет работать до 20 апреля 2016г.

Начало в 16:00ч.

 
"Поэт и мастер"

31.03.2016г ГБУ "Музей - заповедник-этнографический комплекс "Дагестанский аул" в рамках большого музейного проекта "Традиционные ремесла.Прошлое и настоящее" на фоне выставки " Уроки Гаджиомара" совместно с Союзом писателей РД проводит вечер дагестанской поэзии "Поэт и мастер".

Вечер будет проходить в выставочном зале музея "Дагестанский аул", по адресу: ул.Буйнакского, 9.

Начало в 15:00ч.

 
Выставка "Уроки Гаджиомара"

3 марта 2016 г в 16_00ч. в выставочном зале музея "Дагестанский аул" по улице Буйнакского "9" открывается выставка <<Уроки Гаджиомара>>, посвященной к 85-летию заслуженного художника РФ, заслуженного деятеля искусств РД Гаджиомара Изабакарова,организованной этнографическим музеем "Дагестанский аул".

Выставка будет работать до 15 апреля 2016г.

 
Зарубежная делегация в Дагестане

По приглашению ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» Министерства культуры РД и благотворительного фонда «Пери» республику посетила зарубежная делегация в составе 4-х человек: - Махмуд Рашид-Корейши Абдельшафик (Франция) - архитектор, реставратор, художник, лауреат многочисленных международных премий, потомок племени корейшитов; - Бассам Аднан Дагестани (ОАЭ) – руководитель Центра реставрации рукописей в Дубае (Juma Центра аль Маджида), имеющего 165 филиалов в разных странах, выходец из Дагестана; - Адам Шарль Грахам (Испания) – реставратор, проектировщик, архитектор; - Скен Кетлинг Шарлот Мерилинг (Англия) – реставратор, проектировщик. Целью визита было знакомство с культурой и традициями народов Дагестана, посещение объектов культурного наследия и создание в Дагестане Центра реставрации рукописей и подготовке специалистов в этой области. За время пребывания гости посетили г. Дербент, с. Кала-Корейш, с. Кубачи и другие достопримечательности республики. В городе Махачкале гости побывали в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и подняли вопрос о возможности реставрации старинных рукописей. Помимо рукописного фонда ДНЦ РАН, они планируют познакомиться с частными собраниями старинных рукописей. В ходе пребывания делегации состоялась встреча с заместителем председателя Правительства РД М. И. Исаевым и Шихсаидовым А.Р. - профессор, историк и востоковед. Ранее, весной 2015 года, Махмуд Рашид-Корейши Абдельшафик впервые посетил нашу республику, и по результатам поездки он организовал приезд данной делегации в Дагестан. Наши гости заинтересованы в популяризации историко-культурного наследия Дагестана за рубежом. Они предлагают интересные проекты по возрождению Кала-Корейша, который в перспективе сможет стать туристическим центром.

 
Выставка в Дербенте

19 ноября в Дербентском музее истории мировых культур и религий открывается передвижная выставка «Мой аул», организованная этнографическим музеем «Дагестанский аул». Выставка продлится месяц.

 
Всемирная акция «Ночь искусств»

Уже второй год 3 ноября в Дагестане проводится всемирная АКЦИЯ «НОЧЬ ИСКУССТВ». И в этот день 12 лет назад от нас ушел великий Расул. А еще – заканчивается 2015 год – Год литературы. Все это вместе побудило этнографический музей «Дагестанский аул» провести данную акцию совместно с Союзом писателей Дагестана. Писатели подготовили литературную часть вечера, а музей – художественную. В фойе Союза писателей была развернута выставка из 18 произведений дагестанских художников под названием «Мой аул» - часть большой экспозиции, развернутой в сентябре в Выставочном зале союза художников. Были представлены работы таких известных мастеров, как З.Рабаданов, А.Мусаев, И.Уруджева, А.Астемирова, С. Тихилов, а также молодых художников – Н.Савельевой, И.Гимбатовой и др. А затем все перешли в святая святых писательского дома – музей Расула Гамзатова, который создан в бывшем кабинете поэта. Открыл вечер председатель Союза писателей Магомед Ахмедов. Он рассказал о значении поэзии Р.Гамзатова в современном мире. Затем выступили писатель, сценарист, публицист Шапи Казиев, директор ИЯЛИ им Г.Цадасы ДНЦ РАН, д.фил.наук, профессор М.И.Магомедов, аварский поэт, исследователь творчества Р.Гамзатова М.Зайнулабидов, поэты Б.Кулунчакова, К.Исрапилова и др. Все они делились своими воспоминаниями о Расуле Гамзатовиче, читали его и свои стихи. Выступали и совсем молодые, начинающие поэты. Вечер получился теплым и непринужденным. А главное – в его атмосфере витал дух Расула и звучали его бессмертные строки. Впервые в доме Союза писателей объединились две музы, и эксперимент оказался удачным. Сотрудничество «Дагестанского аула» с Союзом писателей в этом году имело самые разнообразные формы и его было решено продолжать.

 
"Поэт и мастер"

30.09.2015 г. ГБУ"Музей-заповедник-этнографический комплекс "Дагестанский аул" в рамках большого музейного проекта "Традиционные ремесла.Прошлое и настоящее", и Года литературы проводит совместно с Союзом писателей РД вечер дагестанской поэзии "Поэт и мастер" в выставочном зале Союза художников РД.

Вечер будет проходит на фоне выставки "Мой аул".

Начало в 15ч:00 мин.

 

 

 

 

 
Выставка "Мой аул"

11.09.2015 г. в 16:00 ГБУ "Музей-заповедник-этнографический комплекс  "Дагестанский аул" совместно с Союзом художником РД открывает выставку "Мой аул",  по адресу: пр.Р.Гамзатова, 113, а.

Выставка будет проходить до 30 сентября 2015г.

Время работы: с 10:00ч. до 18:00ч.

 

 

 

 
Выставка "Учалтан,Бохча и Чирах"

4.09.2015 г. в 16:00  ГБУ "Музей-заповедник-этнографический-комплекс "Дагестанский аул" в Галерее  "VAGIDAT" открывает выставку "Учалтан Бохча и Чирах",по адресу: ул.Оскара,47.

Выставка будет проходить до 4 ноября 2015.

Время работы: с 11:00ч. до 19:00ч.

 

 

 
Международная акция «Ночь в музее»

 

16 мая 2015 г. музей «Дагестанский аул» принял участие в Международной культурной акции «Ночь в музее». В этом году акция проводится в рамках 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Вечер прошел в Выставочном зале Союза художников РД на фоне фотовыставки «Память», которую музей подготовил ко Дню Победы. Начался вечер с просмотра документальных фильмов о дагестанцах – Героях Советского Союза: Амет-Хане Султане, Магомеде Гаджиеве, Юсупе Акаеве и др. Затем участники акции встретились с дагестанскими поэтами. Зам.председателя Союза писателей РД, народный поэт Дагестана Марина Ахмедова-Колюбякина рассказала о дагестанских поэтах и писателях – участниках ВОВ и прочитала свои стихи. Члены Союза писателей Бийке Кулунчакова, Космина Исрапилова, Аминат Абдулманапова и др. выступили с чтением своих стихов на тему Великой Отечественной войны, делились воспоминаниями. В чтении стихов приняли участие и гости вечера, в том числе преподаватель ДГУ, канд. филол. наук М.А.Гаджиев, прочитавший стихи Д.Самойлова, А.Межирова и др. советских поэтов. «Ночь в музее» также включала концертную программу артистов Дагестанской Государственной филармонии им.Т.Мурадова. Песни времен Великой Отечественной войны исполнили народная артистка РД Светлана Мусаева, солисты филармонии Заира Гасанова, Заира Даибова, произведения мировой классики исполнил заслуженный артист РФ Манур Магомедов. На вечере присутствовали министр культуры РД З.А.Бутаева, заместители министра культуры Е.Д.Гарунова и М.Х.Гаджиев, министр по национальной политике РД Т.В.Гамалей и др. официальные лица. Среди гостей были студенты и преподаватели ДГУ, ДХУ им.Джемала, ХГФ ДГПУ, художники, журналисты, сотрудники музеев.

 
«Поэт и мастер».

12 марта 2015 г. в рамках Года литературы ГБУ « Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» провел вечер дагестанской поэзии «Поэт и мастер». Среди приглашенных поэтов были председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов, зам.председателя Марина Ахмедова, поэты Космина Исрапилова, Аминат Абдулманапова, Бийке Кулунчакова и др. Тема вечера – дагестанская традиционная культура, искусство народных мастеров и, в частности, ковроделие. Стихи, посвященные нашим замечательным умельцам и их творениям, на фоне изумительных ковров, выполненных в лучших традициях дагестанского ковроткачества, звучали особенно выразительно и взволнованно. На вечере присутствовали студенты ДХУ им.М.Джемала, колледжа культуры им.Б.Мурадовой, представители министерства культуры, художники, творческая интеллигенция. Все присутствующие поддержали идею объединения разных форм и жанров искусства. Было решено проект «Поэт и мастер» продолжить в рамках большого музейного проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее».

 
Доклад Сулеймановой З.З.-ген директора музея «Дагестанский аул» на тему "Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов в возрождении шелкового пути" на Республиканской Научной Конференции, посвященная 2000-летию г.Дербента

Юбилей Дербента должен стать базовым модулем, на основе которого будет осуществляться реализация проекта возрождения Шелкового пути, включающего в себя разработку туристских маршрутов, транспортных коммуникаций и программ по продвижению туризма как в региональных, так и отдельных государствах, считает директор музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. «Сегодня Великий шелковый путь, сыгравший такую важную роль в прошлом, вступает в XXI век, возрождаясь сверхсовременными трансконтинентальными коммуникациями. Проект восстановления Великого Шелкового пути относится к числу программ, выдвинутых ООН, Всемирной туристской организацией, ЮНЕСКО, Европейским Союзом, целью которого является налаживание торговых и туристических связей. И поэтому Дагестан заинтересован и имеет большие перспективы. Как известно, Правительством разработана Дорожная карта социально-культурного развития Дербента до 2018 года. Нам необходимо оптимально использовать потенциал многообразного этнокультурного пространства Дагестана и мобилизовать наши богатые туристские ресурсы в реализации вышеуказанного проекта», – подчеркнула Сулейманова. По ее словам, проект позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, создать целостную модель туристической индустрии, интегрированную в мировую инфраструктуру и способную обеспечить предоставление туристских услуг, принятых в международной практике. «Мы должны на практике реализовать стратегию совместного маркетинга, а также презентации дагестанского комплексного перечня туристских ресурсов Шелкового пути, включая исторические и культурные достопримечательности, средства размещения людей и транспорта, информационные центры», – отметила собеседница. Историческое значение Шелкового пути Сулейманова отметила, что Великий Шелковый путь, проходивший, начиная с VI-VII веков, по территории Северного Кавказа, сыграл важнейшую роль в формировании дагестанской культуры. «Дагестан – один из уникальных регионов России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. По разнообразию естественно-географических условий, многонациональному и многоконфессиональному составу населения республика всегда была и остается одним из интереснейших в этнографическом отношении регионов России. С древности Дагестан являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии и Восточной Европы. Многочисленные племена, проходящие через Дагестан, оставляли здесь и свой культурный след, который затем органически впитывался местными художественными традициями. Широко разветвленная сеть транспортной артерии Великого Шелкового пути разносила по свету не только экзотические товары, но и передовые для того времени знания, технологии, мировые религии, художественные традиции. Нельзя переоценить для мировой истории географическое и этнокультурное значение Северного Кавказа и, в первую очередь, Дагестана, выступавшего на протяжении веков своеобразным «мостом», соединявшим два континента – Европу и Азию. В дальнейшем это оказало сильное влияние на формирование дагестанской культуры, феномен которой определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сложным природным ландшафтом, сочетающим зоны высокогорья, предгорий и равнин, что определило основные формы хозяйственной деятельности проживающих здесь народов (террасное земледелие, альпийское скотоводство, разнообразные художественные ремесла), выработало определенные этические кодексы и менталитет. Испытывая многие века влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя) и развиваясь в целом в русле мусульманской культуры, тем не менее, Дагестан до середины ХХ века сохранил и донес до нас многие черты глубокой архаики, древнейшего пласта культуры и верований предков», – говорит Сулейманова. Древние центры Дагестана, расположенные на Прикаспийской международной магистрали, являлись важными транзитными пунктами, где производились торговые операции между местным населением и иноземными торговцами. В результате этих торговых связей на территорию Дагестана попадали изделия и производства, которые по местным коммуникациям поступали и в более отдаленные горные районы. Возрастающее значение прикаспийского пути способствовало вовлечению местного населения в международный товарообмен, появлению вдоль этой трассы населенных пунктов, сложению раннегородских торгово-ремесленных центров в наиболее важных и удобных местах. Огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет, маршруты Шелкового пути менялись, сложились две основные трассы – северная и южная, соединившие Восток и Запад, Европу и Азию. С VI века из Китая, огибая Каспий по северному и южному направлениям, «шелковые караваны» проходили через Баку, уходя дальше через Дербент и дагестанскую часть прикаспийского побережья на запад, в Европу. Историческое значение Шелкового пути, прежде всего, в том, что он способствовал интеллектуальному, религиозному и культурному обмену в древнем и средневековом мире. Среди многообразия сохранившихся на Прикаспийском пути Дагестана поселений особо выделяются города, расположенные у наиболее узких коридоров между морем и горами. Крупными торговыми центрами древнего Дагестана являлись города Дербент, Семендер, Эскиюрт, Варачан, Таркинское, Урцекское и Верхнечирюртовское городища, а также один из древних населенных пунктов Калакорейш. Таким образом, отметила Сулейманова, с древности Дагестан являлся контактной зоной между цивилизациями, а город Дербент был и остается одним из древнейших очагов диалога культур со своей колоритной этнической мозаикой, живущим созидательной жизнью в органической связи со многими цивилизациями мира. «Здесь веками сплетались разные ветви христианства и иудаизм, с ними мирно уживались все течения ислама. В процессе тесного общения народы Дагестана развивали свою яркую культуру и создавали значительные материальные и духовные ценности, богатые традиции человеческих контактов. Дербент был и остается мостом между урбанистически техногенной Европой и традиционной цивилизацией Азии. Даже сегодня для большинства дагестанцев характерно традиционное кавказское сознание с его ориентированностью на ценности восточной культуры, приверженностью культуре и традициям своего народа. При этом внутренняя свобода, открытость, способность впитывать казалось бы инородные элементы, не нанося при этом ущерба тому субстрату, что определяет суть именно дагестанской культуры и есть один из феноменов Дагестана. В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации дагестанцев с разными регионами России, ближнего и дальнего зарубежья. Исторически особую роль в этнокультурном диалоге играет Россия, которая сегодня – один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ, и Дагестан в том числе, остается в европейском культурном поле. А потому культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Огромную роль в этих позитивных процессах играет туризм», – говорит Зумруд Сулейманова. Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов Историко-культурное наследие Дагестана, по словам Сулеймановой, нуждается в модернизированном продвижении на туристский рынок. Поэтому дагестанские учреждения культуры и туристские организации должны совместно заниматься распространением информации об историческом потенциале местности, в том числе используя юбилей Дербента. «В этой системе институтов, обеспечивающих сохранение и воспроизводство культурных ценностей, особое место принадлежит дагестанским музеям, играющим все большую роль в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственно-этическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания. Можно с уверенностью сказать, что музей сегодня выступает своего рода «дорожной картой» в современном многоуровневом, многослойном культурном пространстве. Особую роль в сохранении исторической памяти народа играет этнографический музей. Дело в том, что, вопреки ожиданиям, рубеж ХХ и ХХI веков ознаменован не нивелировкой национального самосознания, а наоборот – его большим ростом. Люди хотят познать самих себя, свои корни, свою культуру и совершенно естественно, что для этого необходимо знать своих соседей, получить как можно больше информации о схожих культурах. Он выступает как посредник между индивидом и культурной средой, донося до людей комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, традиций, эстетических идеалов того или иного народа. Очевидно, в таком подходе проявляется определенная социальная потребность. Традиционный музей (в том числе музей этнографический) с его вырванными из бытовой, исторической и культурной среды экспонатами все менее удовлетворяет современного посетителя. Музей начала ХХI века в современном мире воспринимается символом культуры, хранителем традиций и коммуникационным каналом, обеспечивающим трансляцию социальной памяти, социально-культурного опыта и социально значимого знания. Музей формирует культурную среду социума, одновременно обеспечивая культурный досуг. Самобытная народная культура, интереснейшая этнография, богатый фольклор, разнообразные художественные ремесла, уникальные памятники архитектуры XIV-XV веков, которые исследователи соотносят с романской эпохой европейского средневековья, и сохранившиеся до середины ХХ века другие реликтовые явления в быту горских народов – все это издавна привлекало путешественников, этнографов, археологов, лингвистов-кавказоведов. Но туризм в современном понимании этого слова появляется лишь в середине XIX века. Туризм является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Поэтому, на наш взгляд, туризм может и должен быть включен в так называемую политику культурных отношений», – считает Сулейманова. Ссылаясь на официальные данные статистики, она отметила, что культурно-познавательные мотивации в настоящее время являются ведущими в структуре туристских поездок. Доля культурного туризма в общемировом туристском потоке составляет не менее 40%. Во всем мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными, историческими и культурными памятниками, становятся местами паломничества все большего числа туристов. Музеефикация, то есть превращение какого-либо памятника в объект музейного показа, по мнению Сулеймановой, является наиболее оптимальным средством сохранения его для будущего. Могут быть варианты создания музейно-культурных комплексов, в состав которых будут входить как объекты размещения и отдыха, так и объекты культурного наследия. «Особенностью современного музея в отличие от традиционного музейно-выставочного показа является возможность непосредственного участия посетителя в творческом процессе. Посетитель сможет заняться ткачеством или лепкой из глины, побеседовать с мастером, поиграть на национальных инструментах, попробовать блюда национальной кухни и научиться их готовить, поучаствовать в обрядовых праздниках и т.п. Для желающих ближе познакомиться с культурой и бытом того или иного народа будут организованы экскурсионные маршруты в города и районы Дагестана. Именно подлинная культурно-ландшафтная среда с ее обращенностью к генетической памяти людей способна сегодня противостоять засилью массовой культуры, несущей обрыв традиций, девальвацию ценностей, дефицит подлинности. Культурное наследие сохраняет историческую память, без которой невозможно существование нации, служит развитию патриотизма и толерантности, особенно в молодежной среде, является важнейшим социальным фактором и ресурсом развития отдаленных территорий, представляя практически единственный источник знаний для новых поколений о традиционной народной культуре и зодчестве и важнейшим содержательным компонентом устойчивого туризма. Туризм – культура мира, необходимо его развитие, как одно из важных направлений внешних культурных контактов. Наш регион обладает уникальными природно-климатическими и бальнеологическими ресурсами, а главное – уникальными культурно-историческими памятниками – архитектурными, этнографическими, художественными. Наша традиционная культура вызывает неподдельный интерес и восхищение, способствует созданию положительного имиджа Дагестана за его пределами. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития малых форм туристического бизнеса. У республики есть все возможности для интеграции в туриндустрию», – отметила собеседница. Отмечено, что сегодня музей, в том числе и музей «Дагестанский аул», в состоянии на высоком уровне представить Дагестан в реализации крупных проектов: «Мы можем обеспечить всю колоритную этнографическую культуру народов Дагестана на основе традиций, истории, но с пониманием современных условий и тенденций развития туризма. Мы способны сформировать убедительный мотив к туристской поездке в Дагестан. В последующем это повысит уровень туризма Дагестана, чтобы достойно представить республику в международных проектах. Уровень культурного развития Дагестана должен быть шире и масштабнее использован в этом плане и в целях создания и поддержания благоприятного имиджа нашего региона. Развитие туризма в Дагестане может и должно быть включено в так называемую политику культурных отношений региона. Весь положительный опыт, который мы накопим при организации и проведении этого крупного юбилея, мы должны эффективнее использовать для развития туризма и возрождения Шелкового пути». Особо Сулейманова отметила роль народных промыслов Дагестана, которые могут предложить туристам широкий ассортимент сувениров, выполненных фабричным или кустарным способом местными мастерами и ремесленниками. Таким образом, культура Дагестана способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому, подчеркнула она, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности Дербента и Дагестана в туристском направлении. «Необходимо прагматично использовать накопленный международный опыт регулирования на государственном и местном уровнях взаимоотношений между туристской индустрией и объектами культурного и природного наследия, в результате чего объекты не только сохраняются, но и возрождаются, приобретают новые формы своего существования, использования и развития. Более того, необходимо привлечь в эту деятельность местные муниципальные администрации, стремящиеся сохранить, восстановить местные объекты культурного наследия или реставрировать старые кварталы городов и аулов, их архитектурные памятники в целях привлечения туристских контингентов», – говорит Сулейманова. Все музейные проекты «Дагестанского аула», по словам директора учреждения, несмотря на обращенность в историю, прошлое наших народов, весьма актуальны сегодня, в период модернизации национально-культурных сообществ не только Кавказа, но и всей России. Ведь именно Дагестан, уникальный край с богатейшей историей и культурой, этническим многообразием, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, являет миру пример межнациональной и религиозной толерантности».
 
Выставка"Шелковый путь: связь времен"

29 Мая 2015 г. ГБУ "Музей-заповедник-этнографический комплекс" «Дагестанский аул» организовал в Доме Дружбы выставку «Шелковый путь: связь времен», где были представлены археологические предметы из фондов Музея археологии и этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН, современное изобразительное и прикладное искусство. В основе концепции выставки лежит идея опосредованной преемственности культур, обращение современного дагестанского искусства к традиционным культурам Востока, попытка интерпретации старых художественных традиций новым художественным языком. Главным источником вдохновения для современных художников служит традиционная культура Дагестана, ее древнейший период. Один из важнейших торгово-культурных центров на Великом шелковом пути – Дербент – с точки зрения археологии до сих пор таит много тайн. Сюда из Китая и Ближнего Востока приходили новые технологии, через орнаментальное искусство и каллиграфию шло постижение новой религии. Археологические предметы, представленные на выставке, немногочисленны, но они дают яркое представление о «золотом веке» дагестанской средневековой культуры, а рядом с артефактами последующих веков обнаруживают явную связь с ними, выглядят удивительно современно и стильно. Посетители выставки могли увидеть работы художников Патимат Гусейновой, Зайнутдина Исаева, Марата Гаджиева, Жанны Колесниковой, которая более 10 лет работает над серией графических рисунков «Шелковый путь». По словам искусствоведа, ее работы – не иллюстрация конкретных исторических событий, а авторская импровизация на заданную тему. На выставке также представлены три графические работы Ибрагим-Халила Супьянова из серии «Имя Аллаха», обращенные к культуре ислама с ее любовью к книге и каллиграфии.

«Великий шелковый путь» - казалось бы, узко заявленная тема, но она оказалась бесконечной. Что-то из персидской миниатюры, что-то из китайской живописи, что-то из арабской каллиграфии, что-то из индийской мифологии… Обращение к культурным пластам восточных культур очевидно. А в прикладном искусстве порой это просто великолепные повторы с изделий иранских, азербайджанских, китайских мастеров, причем с полным соблюдением старинных технологий (иранский «намазлык» XVIII в., китайский фарфор XVIII в.). Декоративные блюда художниц творческой мастерской по росписи фарфора навеяны традиционным искусством Ирана и Китая. Выставка «Шелковый путь: связь времен», объединив разнообразные и, казалось бы, несовместимые направления и технологии, создает свой неповторимый, удивительный стиль. Изысканность цветовой гаммы, смелость эксперимента, чуткое восприятие иных культур, утонченность вкуса и умение стилизовать – все это присутствует на ней. Но тема не исчерпана. Шелковый путь продолжается…
 
«НачалоПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 2 из 4
 
 
Использование материалов сайта запрещено.
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул»
Разработка и создание сайта Stylemax - Махачкала