Новости
Всемирная акция «Ночь искусств»

Уже второй год 3 ноября в Дагестане проводится всемирная АКЦИЯ «НОЧЬ ИСКУССТВ». И в этот день 12 лет назад от нас ушел великий Расул. А еще – заканчивается 2015 год – Год литературы. Все это вместе побудило этнографический музей «Дагестанский аул» провести данную акцию совместно с Союзом писателей Дагестана. Писатели подготовили литературную часть вечера, а музей – художественную. В фойе Союза писателей была развернута выставка из 18 произведений дагестанских художников под названием «Мой аул» - часть большой экспозиции, развернутой в сентябре в Выставочном зале союза художников. Были представлены работы таких известных мастеров, как З.Рабаданов, А.Мусаев, И.Уруджева, А.Астемирова, С. Тихилов, а также молодых художников – Н.Савельевой, И.Гимбатовой и др. А затем все перешли в святая святых писательского дома – музей Расула Гамзатова, который создан в бывшем кабинете поэта. Открыл вечер председатель Союза писателей Магомед Ахмедов. Он рассказал о значении поэзии Р.Гамзатова в современном мире. Затем выступили писатель, сценарист, публицист Шапи Казиев, директор ИЯЛИ им Г.Цадасы ДНЦ РАН, д.фил.наук, профессор М.И.Магомедов, аварский поэт, исследователь творчества Р.Гамзатова М.Зайнулабидов, поэты Б.Кулунчакова, К.Исрапилова и др. Все они делились своими воспоминаниями о Расуле Гамзатовиче, читали его и свои стихи. Выступали и совсем молодые, начинающие поэты. Вечер получился теплым и непринужденным. А главное – в его атмосфере витал дух Расула и звучали его бессмертные строки. Впервые в доме Союза писателей объединились две музы, и эксперимент оказался удачным. Сотрудничество «Дагестанского аула» с Союзом писателей в этом году имело самые разнообразные формы и его было решено продолжать.

 
"Поэт и мастер"

30.09.2015 г. ГБУ"Музей-заповедник-этнографический комплекс "Дагестанский аул" в рамках большого музейного проекта "Традиционные ремесла.Прошлое и настоящее", и Года литературы проводит совместно с Союзом писателей РД вечер дагестанской поэзии "Поэт и мастер" в выставочном зале Союза художников РД.

Вечер будет проходит на фоне выставки "Мой аул".

Начало в 15ч:00 мин.

 

 

 

 

 
Выставка "Мой аул"

11.09.2015 г. в 16:00 ГБУ "Музей-заповедник-этнографический комплекс  "Дагестанский аул" совместно с Союзом художником РД открывает выставку "Мой аул",  по адресу: пр.Р.Гамзатова, 113, а.

Выставка будет проходить до 30 сентября 2015г.

Время работы: с 10:00ч. до 18:00ч.

 

 

 

 
Выставка "Учалтан,Бохча и Чирах"

4.09.2015 г. в 16:00  ГБУ "Музей-заповедник-этнографический-комплекс "Дагестанский аул" в Галерее  "VAGIDAT" открывает выставку "Учалтан Бохча и Чирах",по адресу: ул.Оскара,47.

Выставка будет проходить до 4 ноября 2015.

Время работы: с 11:00ч. до 19:00ч.

 

 

 
Международная акция «Ночь в музее»

 

16 мая 2015 г. музей «Дагестанский аул» принял участие в Международной культурной акции «Ночь в музее». В этом году акция проводится в рамках 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Вечер прошел в Выставочном зале Союза художников РД на фоне фотовыставки «Память», которую музей подготовил ко Дню Победы. Начался вечер с просмотра документальных фильмов о дагестанцах – Героях Советского Союза: Амет-Хане Султане, Магомеде Гаджиеве, Юсупе Акаеве и др. Затем участники акции встретились с дагестанскими поэтами. Зам.председателя Союза писателей РД, народный поэт Дагестана Марина Ахмедова-Колюбякина рассказала о дагестанских поэтах и писателях – участниках ВОВ и прочитала свои стихи. Члены Союза писателей Бийке Кулунчакова, Космина Исрапилова, Аминат Абдулманапова и др. выступили с чтением своих стихов на тему Великой Отечественной войны, делились воспоминаниями. В чтении стихов приняли участие и гости вечера, в том числе преподаватель ДГУ, канд. филол. наук М.А.Гаджиев, прочитавший стихи Д.Самойлова, А.Межирова и др. советских поэтов. «Ночь в музее» также включала концертную программу артистов Дагестанской Государственной филармонии им.Т.Мурадова. Песни времен Великой Отечественной войны исполнили народная артистка РД Светлана Мусаева, солисты филармонии Заира Гасанова, Заира Даибова, произведения мировой классики исполнил заслуженный артист РФ Манур Магомедов. На вечере присутствовали министр культуры РД З.А.Бутаева, заместители министра культуры Е.Д.Гарунова и М.Х.Гаджиев, министр по национальной политике РД Т.В.Гамалей и др. официальные лица. Среди гостей были студенты и преподаватели ДГУ, ДХУ им.Джемала, ХГФ ДГПУ, художники, журналисты, сотрудники музеев.

 
«Поэт и мастер».

12 марта 2015 г. в рамках Года литературы ГБУ « Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул» провел вечер дагестанской поэзии «Поэт и мастер». Среди приглашенных поэтов были председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов, зам.председателя Марина Ахмедова, поэты Космина Исрапилова, Аминат Абдулманапова, Бийке Кулунчакова и др. Тема вечера – дагестанская традиционная культура, искусство народных мастеров и, в частности, ковроделие. Стихи, посвященные нашим замечательным умельцам и их творениям, на фоне изумительных ковров, выполненных в лучших традициях дагестанского ковроткачества, звучали особенно выразительно и взволнованно. На вечере присутствовали студенты ДХУ им.М.Джемала, колледжа культуры им.Б.Мурадовой, представители министерства культуры, художники, творческая интеллигенция. Все присутствующие поддержали идею объединения разных форм и жанров искусства. Было решено проект «Поэт и мастер» продолжить в рамках большого музейного проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее».

 
Доклад Сулеймановой З.З.-ген директора музея «Дагестанский аул» на тему "Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов в возрождении шелкового пути" на Республиканской Научной Конференции, посвященная 2000-летию г.Дербента

Юбилей Дербента должен стать базовым модулем, на основе которого будет осуществляться реализация проекта возрождения Шелкового пути, включающего в себя разработку туристских маршрутов, транспортных коммуникаций и программ по продвижению туризма как в региональных, так и отдельных государствах, считает директор музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова. «Сегодня Великий шелковый путь, сыгравший такую важную роль в прошлом, вступает в XXI век, возрождаясь сверхсовременными трансконтинентальными коммуникациями. Проект восстановления Великого Шелкового пути относится к числу программ, выдвинутых ООН, Всемирной туристской организацией, ЮНЕСКО, Европейским Союзом, целью которого является налаживание торговых и туристических связей. И поэтому Дагестан заинтересован и имеет большие перспективы. Как известно, Правительством разработана Дорожная карта социально-культурного развития Дербента до 2018 года. Нам необходимо оптимально использовать потенциал многообразного этнокультурного пространства Дагестана и мобилизовать наши богатые туристские ресурсы в реализации вышеуказанного проекта», – подчеркнула Сулейманова. По ее словам, проект позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, создать целостную модель туристической индустрии, интегрированную в мировую инфраструктуру и способную обеспечить предоставление туристских услуг, принятых в международной практике. «Мы должны на практике реализовать стратегию совместного маркетинга, а также презентации дагестанского комплексного перечня туристских ресурсов Шелкового пути, включая исторические и культурные достопримечательности, средства размещения людей и транспорта, информационные центры», – отметила собеседница. Историческое значение Шелкового пути Сулейманова отметила, что Великий Шелковый путь, проходивший, начиная с VI-VII веков, по территории Северного Кавказа, сыграл важнейшую роль в формировании дагестанской культуры. «Дагестан – один из уникальных регионов России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. По разнообразию естественно-географических условий, многонациональному и многоконфессиональному составу населения республика всегда была и остается одним из интереснейших в этнографическом отношении регионов России. С древности Дагестан являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии и Восточной Европы. Многочисленные племена, проходящие через Дагестан, оставляли здесь и свой культурный след, который затем органически впитывался местными художественными традициями. Широко разветвленная сеть транспортной артерии Великого Шелкового пути разносила по свету не только экзотические товары, но и передовые для того времени знания, технологии, мировые религии, художественные традиции. Нельзя переоценить для мировой истории географическое и этнокультурное значение Северного Кавказа и, в первую очередь, Дагестана, выступавшего на протяжении веков своеобразным «мостом», соединявшим два континента – Европу и Азию. В дальнейшем это оказало сильное влияние на формирование дагестанской культуры, феномен которой определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сложным природным ландшафтом, сочетающим зоны высокогорья, предгорий и равнин, что определило основные формы хозяйственной деятельности проживающих здесь народов (террасное земледелие, альпийское скотоводство, разнообразные художественные ремесла), выработало определенные этические кодексы и менталитет. Испытывая многие века влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя) и развиваясь в целом в русле мусульманской культуры, тем не менее, Дагестан до середины ХХ века сохранил и донес до нас многие черты глубокой архаики, древнейшего пласта культуры и верований предков», – говорит Сулейманова. Древние центры Дагестана, расположенные на Прикаспийской международной магистрали, являлись важными транзитными пунктами, где производились торговые операции между местным населением и иноземными торговцами. В результате этих торговых связей на территорию Дагестана попадали изделия и производства, которые по местным коммуникациям поступали и в более отдаленные горные районы. Возрастающее значение прикаспийского пути способствовало вовлечению местного населения в международный товарообмен, появлению вдоль этой трассы населенных пунктов, сложению раннегородских торгово-ремесленных центров в наиболее важных и удобных местах. Огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет, маршруты Шелкового пути менялись, сложились две основные трассы – северная и южная, соединившие Восток и Запад, Европу и Азию. С VI века из Китая, огибая Каспий по северному и южному направлениям, «шелковые караваны» проходили через Баку, уходя дальше через Дербент и дагестанскую часть прикаспийского побережья на запад, в Европу. Историческое значение Шелкового пути, прежде всего, в том, что он способствовал интеллектуальному, религиозному и культурному обмену в древнем и средневековом мире. Среди многообразия сохранившихся на Прикаспийском пути Дагестана поселений особо выделяются города, расположенные у наиболее узких коридоров между морем и горами. Крупными торговыми центрами древнего Дагестана являлись города Дербент, Семендер, Эскиюрт, Варачан, Таркинское, Урцекское и Верхнечирюртовское городища, а также один из древних населенных пунктов Калакорейш. Таким образом, отметила Сулейманова, с древности Дагестан являлся контактной зоной между цивилизациями, а город Дербент был и остается одним из древнейших очагов диалога культур со своей колоритной этнической мозаикой, живущим созидательной жизнью в органической связи со многими цивилизациями мира. «Здесь веками сплетались разные ветви христианства и иудаизм, с ними мирно уживались все течения ислама. В процессе тесного общения народы Дагестана развивали свою яркую культуру и создавали значительные материальные и духовные ценности, богатые традиции человеческих контактов. Дербент был и остается мостом между урбанистически техногенной Европой и традиционной цивилизацией Азии. Даже сегодня для большинства дагестанцев характерно традиционное кавказское сознание с его ориентированностью на ценности восточной культуры, приверженностью культуре и традициям своего народа. При этом внутренняя свобода, открытость, способность впитывать казалось бы инородные элементы, не нанося при этом ущерба тому субстрату, что определяет суть именно дагестанской культуры и есть один из феноменов Дагестана. В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации дагестанцев с разными регионами России, ближнего и дальнего зарубежья. Исторически особую роль в этнокультурном диалоге играет Россия, которая сегодня – один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ, и Дагестан в том числе, остается в европейском культурном поле. А потому культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Огромную роль в этих позитивных процессах играет туризм», – говорит Зумруд Сулейманова. Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов Историко-культурное наследие Дагестана, по словам Сулеймановой, нуждается в модернизированном продвижении на туристский рынок. Поэтому дагестанские учреждения культуры и туристские организации должны совместно заниматься распространением информации об историческом потенциале местности, в том числе используя юбилей Дербента. «В этой системе институтов, обеспечивающих сохранение и воспроизводство культурных ценностей, особое место принадлежит дагестанским музеям, играющим все большую роль в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственно-этическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания. Можно с уверенностью сказать, что музей сегодня выступает своего рода «дорожной картой» в современном многоуровневом, многослойном культурном пространстве. Особую роль в сохранении исторической памяти народа играет этнографический музей. Дело в том, что, вопреки ожиданиям, рубеж ХХ и ХХI веков ознаменован не нивелировкой национального самосознания, а наоборот – его большим ростом. Люди хотят познать самих себя, свои корни, свою культуру и совершенно естественно, что для этого необходимо знать своих соседей, получить как можно больше информации о схожих культурах. Он выступает как посредник между индивидом и культурной средой, донося до людей комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, традиций, эстетических идеалов того или иного народа. Очевидно, в таком подходе проявляется определенная социальная потребность. Традиционный музей (в том числе музей этнографический) с его вырванными из бытовой, исторической и культурной среды экспонатами все менее удовлетворяет современного посетителя. Музей начала ХХI века в современном мире воспринимается символом культуры, хранителем традиций и коммуникационным каналом, обеспечивающим трансляцию социальной памяти, социально-культурного опыта и социально значимого знания. Музей формирует культурную среду социума, одновременно обеспечивая культурный досуг. Самобытная народная культура, интереснейшая этнография, богатый фольклор, разнообразные художественные ремесла, уникальные памятники архитектуры XIV-XV веков, которые исследователи соотносят с романской эпохой европейского средневековья, и сохранившиеся до середины ХХ века другие реликтовые явления в быту горских народов – все это издавна привлекало путешественников, этнографов, археологов, лингвистов-кавказоведов. Но туризм в современном понимании этого слова появляется лишь в середине XIX века. Туризм является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Поэтому, на наш взгляд, туризм может и должен быть включен в так называемую политику культурных отношений», – считает Сулейманова. Ссылаясь на официальные данные статистики, она отметила, что культурно-познавательные мотивации в настоящее время являются ведущими в структуре туристских поездок. Доля культурного туризма в общемировом туристском потоке составляет не менее 40%. Во всем мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными, историческими и культурными памятниками, становятся местами паломничества все большего числа туристов. Музеефикация, то есть превращение какого-либо памятника в объект музейного показа, по мнению Сулеймановой, является наиболее оптимальным средством сохранения его для будущего. Могут быть варианты создания музейно-культурных комплексов, в состав которых будут входить как объекты размещения и отдыха, так и объекты культурного наследия. «Особенностью современного музея в отличие от традиционного музейно-выставочного показа является возможность непосредственного участия посетителя в творческом процессе. Посетитель сможет заняться ткачеством или лепкой из глины, побеседовать с мастером, поиграть на национальных инструментах, попробовать блюда национальной кухни и научиться их готовить, поучаствовать в обрядовых праздниках и т.п. Для желающих ближе познакомиться с культурой и бытом того или иного народа будут организованы экскурсионные маршруты в города и районы Дагестана. Именно подлинная культурно-ландшафтная среда с ее обращенностью к генетической памяти людей способна сегодня противостоять засилью массовой культуры, несущей обрыв традиций, девальвацию ценностей, дефицит подлинности. Культурное наследие сохраняет историческую память, без которой невозможно существование нации, служит развитию патриотизма и толерантности, особенно в молодежной среде, является важнейшим социальным фактором и ресурсом развития отдаленных территорий, представляя практически единственный источник знаний для новых поколений о традиционной народной культуре и зодчестве и важнейшим содержательным компонентом устойчивого туризма. Туризм – культура мира, необходимо его развитие, как одно из важных направлений внешних культурных контактов. Наш регион обладает уникальными природно-климатическими и бальнеологическими ресурсами, а главное – уникальными культурно-историческими памятниками – архитектурными, этнографическими, художественными. Наша традиционная культура вызывает неподдельный интерес и восхищение, способствует созданию положительного имиджа Дагестана за его пределами. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития малых форм туристического бизнеса. У республики есть все возможности для интеграции в туриндустрию», – отметила собеседница. Отмечено, что сегодня музей, в том числе и музей «Дагестанский аул», в состоянии на высоком уровне представить Дагестан в реализации крупных проектов: «Мы можем обеспечить всю колоритную этнографическую культуру народов Дагестана на основе традиций, истории, но с пониманием современных условий и тенденций развития туризма. Мы способны сформировать убедительный мотив к туристской поездке в Дагестан. В последующем это повысит уровень туризма Дагестана, чтобы достойно представить республику в международных проектах. Уровень культурного развития Дагестана должен быть шире и масштабнее использован в этом плане и в целях создания и поддержания благоприятного имиджа нашего региона. Развитие туризма в Дагестане может и должно быть включено в так называемую политику культурных отношений региона. Весь положительный опыт, который мы накопим при организации и проведении этого крупного юбилея, мы должны эффективнее использовать для развития туризма и возрождения Шелкового пути». Особо Сулейманова отметила роль народных промыслов Дагестана, которые могут предложить туристам широкий ассортимент сувениров, выполненных фабричным или кустарным способом местными мастерами и ремесленниками. Таким образом, культура Дагестана способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому, подчеркнула она, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности Дербента и Дагестана в туристском направлении. «Необходимо прагматично использовать накопленный международный опыт регулирования на государственном и местном уровнях взаимоотношений между туристской индустрией и объектами культурного и природного наследия, в результате чего объекты не только сохраняются, но и возрождаются, приобретают новые формы своего существования, использования и развития. Более того, необходимо привлечь в эту деятельность местные муниципальные администрации, стремящиеся сохранить, восстановить местные объекты культурного наследия или реставрировать старые кварталы городов и аулов, их архитектурные памятники в целях привлечения туристских контингентов», – говорит Сулейманова. Все музейные проекты «Дагестанского аула», по словам директора учреждения, несмотря на обращенность в историю, прошлое наших народов, весьма актуальны сегодня, в период модернизации национально-культурных сообществ не только Кавказа, но и всей России. Ведь именно Дагестан, уникальный край с богатейшей историей и культурой, этническим многообразием, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, являет миру пример межнациональной и религиозной толерантности».
 
Выставка"Шелковый путь: связь времен"

29 Мая 2015 г. ГБУ "Музей-заповедник-этнографический комплекс" «Дагестанский аул» организовал в Доме Дружбы выставку «Шелковый путь: связь времен», где были представлены археологические предметы из фондов Музея археологии и этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН, современное изобразительное и прикладное искусство. В основе концепции выставки лежит идея опосредованной преемственности культур, обращение современного дагестанского искусства к традиционным культурам Востока, попытка интерпретации старых художественных традиций новым художественным языком. Главным источником вдохновения для современных художников служит традиционная культура Дагестана, ее древнейший период. Один из важнейших торгово-культурных центров на Великом шелковом пути – Дербент – с точки зрения археологии до сих пор таит много тайн. Сюда из Китая и Ближнего Востока приходили новые технологии, через орнаментальное искусство и каллиграфию шло постижение новой религии. Археологические предметы, представленные на выставке, немногочисленны, но они дают яркое представление о «золотом веке» дагестанской средневековой культуры, а рядом с артефактами последующих веков обнаруживают явную связь с ними, выглядят удивительно современно и стильно. Посетители выставки могли увидеть работы художников Патимат Гусейновой, Зайнутдина Исаева, Марата Гаджиева, Жанны Колесниковой, которая более 10 лет работает над серией графических рисунков «Шелковый путь». По словам искусствоведа, ее работы – не иллюстрация конкретных исторических событий, а авторская импровизация на заданную тему. На выставке также представлены три графические работы Ибрагим-Халила Супьянова из серии «Имя Аллаха», обращенные к культуре ислама с ее любовью к книге и каллиграфии.

«Великий шелковый путь» - казалось бы, узко заявленная тема, но она оказалась бесконечной. Что-то из персидской миниатюры, что-то из китайской живописи, что-то из арабской каллиграфии, что-то из индийской мифологии… Обращение к культурным пластам восточных культур очевидно. А в прикладном искусстве порой это просто великолепные повторы с изделий иранских, азербайджанских, китайских мастеров, причем с полным соблюдением старинных технологий (иранский «намазлык» XVIII в., китайский фарфор XVIII в.). Декоративные блюда художниц творческой мастерской по росписи фарфора навеяны традиционным искусством Ирана и Китая. Выставка «Шелковый путь: связь времен», объединив разнообразные и, казалось бы, несовместимые направления и технологии, создает свой неповторимый, удивительный стиль. Изысканность цветовой гаммы, смелость эксперимента, чуткое восприятие иных культур, утонченность вкуса и умение стилизовать – все это присутствует на ней. Но тема не исчерпана. Шелковый путь продолжается…
 
Республиканская научная кронцеренция«Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности»,посвященная 2000-летию г.Дербента

 

29 Мая 2015 г. В Доме Дружбы прошла Конференция «Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности» проведена в рамках 2000-летия г. Дербента. Организаторы конференции - «Дагестанское культурно-историческое общество», «Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН» и ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул».

Цель конференции – содействие формированию общедагестанского единства и межэтнического согласия, диалог культур, сохранение и использование этнокультурного наследия и туристического потенциала республики для возрождения «шелкового пути» и дальнейшего его продвижения на туристский рынок.

В конференции приняли участие видные ученые,депутаты народного собрания,общественные деятели, руководители государственных учреждений, работники культуры и искусства и студенты. Открыл конференцию Амирханов Х.А.-председатель Президиума ДНЦ РАН, член-корр. Ран.

С докладами выступили Гаджиев М.С. – зам. пред. ДНЦ РАН, д.и.н., профессор;  Акаев В.Х. – г.н.с. Комплексного НИИ РАН, д.филос.н., профессор отделения кафедры ЮНЕСКО (г. Грозный);  Маллаева З.М. – г.н.с. ИЯЛИ ДНЦ РАН, д.филол.н., профессор;  Яхьяев М.Я. – декан ДГУ, д.филос.н., профессор.

Большой интерес участников конференции вызвал доклад Сулеймановой З.З. – директора ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул», профессор на тему «Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов в возрождении шелкового пути».

В своем докладе Сулейманова З.З. подчеркнула, что туризм является важным средством создания культурных ценностей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристических потоков. Поэтому, на наш взгляд, туризм может и должен быть включен в так называемую политику культурных отношений....

 
30 Апреля провели интерактивное занятие со студентами 2 курса исторического факультета ДГУ

30 апреля ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» в рамках проекта «День в музее» провел интерактивное занятие со студентами 2 курса исторического факультета ДГУ на тему «Материальная культура народов Дагестана».

Занятие проходило по технологии «Защита проектов» на конкурсной основе. Было подготовлено 6 проектов по материальной культуре коренных народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, кумыков и терских казаков. Используя  музейные экспонаты, отражающие их быт и культуру, а также элементы театрализации и ролевой игры, студенты представили презентации по выбранному направлению. Участники рассказывали о традиционном жилище, особенностях национальной одежды, основных занятиях и ремеслах, развитых у того или иного народа, а также о национальной кухне. Имитация быта представляемого народа и использование подлинных артефактов позволили  передать традиционную атмосферу  и национальный колорит. По итогам конкурса были определены лучшие проекты.

Данный проект  представляет  одно из направлений  научно-просветительской деятельности музея и включает цикл занятий, посвященных материальной и духовной культуре дагестанских народов.

Непосредственная связь университета с музеем имеет важное значение для знакомства будущих историков со спецификой музейной работы и основами музейного дела.

 
В Выставочном зале Союза художников РД проходит выставка «Память» в рамках 70-летия Великой Победы

В выставочном зале сегодня экспонируются фотографии 80 памятников со всего Дагестана, картины и скульптуры дагестанских художников, созданные на тему войны. Выставка работает до 17 мая.Из оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны со всего Кировского района г. Махачкалы на открытие выставки смогли прийти только шестеро. Им были торжественно вручены по Указу Президента РФ юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.».Важность сохранения памяти отметила заместитель министра культуры РД Елена Гарунова: «Из каждого аула нашей республики, как бы он ни был далек, с самого начала войны отправлялись на фронт молодые мужчины, и многие из них не вернулись. Очень важно, чтобы сейчас все эти памятники не приходили в забвение, нужно, чтобы они восстанавливались и поддерживались, и это уже должно быть сделано молодым поколением. Большое спасибо сотрудникам музея-заповедника за то, что они еще раз приблизили к нам Дагестан, и мы еще раз увидели, какие замечательные люди живут у нас в республике и какой огромный вклад был внесен ими в дело Победы нашей страны над фашизмом».Из Дагестана на фронт ушло более 180 тысяч мужчин, более половины из них не вернулось. А если сопоставить это с тем, что по переписи в республике в то время было чуть более миллиона людей, становится ясно, что почти все взрослое мужское население ушло защищать нашу Родину.О проекте рассказала директор музея-заповедника «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова: «Когда мы только приступили к этой работе, то и представить себе не могли ее объема. По нашим подсчетам, памятников, посвященных павшим героям в Дагестане более 700, в более чем 1600 населенных пунктах. Памятники очень разные – и стелы, и обелиски, и мемориальные комплексы. Изготовлены они из разнообразного материала – бетона, мрамора, бронзы, камня. Есть памятники, которые были установлены сразу после войны. На 60-е и последующие годы прошлого столетия приходится наибольшее количество установленных памятников, и сегодня эта работа продолжается. Приятно, что многое для увековечивания этой памяти сделали профессиональные скульпторы, и их работы имеют высокое художественное значение: Газалиев, Гейбатов, Ягудаев, Чигирик и другие. Но абсолютное большинство памятников установлено народными мастерами. Эти работы далеки от академических канонов, но они нам дороги тем, что люди их делали от души, с искренней благодарностью к своему старшему поколению. Это поколение, на которое будут равняться еще многие столетия».Главный объект выставки – целое исследование, которое было проведено коллективом музея «Дагестанский аул». Впервые были собраны полные данные о памятниках, посвященным ВОВ, которые были установлены по всему Дагестану.17 апреля в Выставочном зале Союза Художников РД открылась экспозиция «Память», посвященная Победе в Великой Отечественной войне, подготовленная музеем-заповедником «Дагестанский аул», Союзом художников республики и Администрацией Кировского района г. Махачкалы.

 
В Дагестан с целью обмена опытом прибыли музейные работники из Хакасии

3 апреля Дагестан посетила делегация музейных работников из Хакасии, которые приехали для осмотра местных музеев и обмена опытом.

«Мы рады приветствовать вас на нашей гостеприимной земле. Очень рады, что вы приехали в Дагестан в Год литературы, ведь, насколько мне известно, вы являетесь сотрудниками Литературного музея. Уверена, что и вам, и нам есть чему друг у друга поучиться», - поприветствовала делегацию Зарема Бутаева.

«Нас пригласили сотрудники Музея-заповедника «Дагестанский аул», мы познакомились с директором учреждения Зумруд Запировной на международном культурно-туристском форуме. Зная, что ваша республика славится талантливыми писателями и поэтами, и во многих городах и селах расположены дома-музеи этих великих людей, мы с радостью приехали сюда. У нас насыщенная программа: постараемся везде успеть, все подробно осмотреть и перенять опыт работы», - сказал научный сотрудник музея «Хуртуях тас» Леонид Горбатов.

Гости рассказали об одной из главных достопримечательностей Республики Хакасия - Анхаковском муниципальном музее под открытым небом «Хуртуях тас».

«Важнейший экспонат музея – древняя каменная стела Улуг Хуртуях тас, созданная около 4 тысяч лет назад. Стеле Улуг Хуртуях тас принадлежит особое место в историко-культурном наследии Хакасии – это самый почитаемый из древних культовых камней республики, ставший символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния всего хакасского народа. С 1953 по 2003 гг. стела находилась в коллекции краеведческого музея в Абакане. В 2003 году по инициативе общественности возвращена на свое прежнее место у аала Анхаков и на условиях ежегодно продлеваемой аренды передана созданному Анхаковскому муниципальному музею. Для обеспечения сохранности экспоната в 2004 году над ним построен павильон в виде юрты», - рассказала директор музея Оксана Горбатова.

Леонид Горбатов добавил: «Другая важная часть экспозиции музея – подлинная хакасская юрта XIX века с традиционным внутренним убранством. Среди экспонатов в юрте представлена хакасская одежда, домашняя утварь, орудия охоты. В республике в настоящее время это наиболее полная и органичная экспозиция, посвященная традиционной хакасской культуре».

Гости также рассказали об открытом в 2013 году Литературном музее им. М.Е. Кильчичакова (филиал Музея-заповедника «Хуртуях-тас»). Музей располагается в доме, где родился и жил поэт. «Михаил Еремеевич внес неоценимый вклад в создание массовой лирической песни, национальной драматургии. Он был живым классиком хакасской литературы и создал целый ряд высокохудожественных произведений. Его творческая деятельность способствовала расцвету молодой национальной литературы. Мы гордимся, что он дружил с великим дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым», - сказал Леонид Горбатов.

В этот же день делегация из Хакасии посетила Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Музей истории мировых культур и религий, в коллекции которого есть множество уникальных экспонатов.

 
В Махачкале открылась выставка «Ковер Изаят»

4 марта в выставочном зале Союза художников РД открылась выставка современных табасаранских ковров, созданных по старинным технологиям «Ковер Изаят», организованная Музеем-заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул».

Это первая выставка из большого проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее», посвященного сохранению и возрождению художественных ремесел республики. Выставка представляет не просто коллекцию современных табасаранских ковров, а отражает достижения в сложном процессе возрождения традиционного дагестанского ковроделия.

На выставке представлены современные ковры Хивской ковровой фабрики сумашного, паласного, смешанного ткачества. Изаят Меджидова из селения Кандык Хивского района – потомственная табасаранская ковровщица. Она отчасти является автором этой коллекции, ткали экспонаты фабричные мастерицы. Уникальность этой коллекции заключается, во-первых, в использовании только натуральных красителей, во-вторых, Изаят восстановила узел, который был утерян в советское время. Он придает ковру прочность, долговечность.

Кроме того, на выставке представлен первый в мире шелковый сумах. Известно, что родиной шелковых ковров является Иран, но в этой республике делали в основном ворсовые ковры по своим особенным технологиям. На выставке в основном представлены традиционные орнаменты, есть и несколько модифицированные. Также представлены экземпляры мелкого ткачества – скатерти, покрывала, чехлы для подушек, женские сумки, декоративные панно, предметы интерьера и аксессуары.

Директор музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова отметила, что Дагестан является единственным регионом, в котором сохранилось ручное ткачество. «Этим проектом нам хотелось бы показать людей, которые сохраняют и, можно даже сказать, возрождают наши традиции. Эта выставка посвящена именно табасаранским коврам, благодаря некоторым энтузиастам мы восстанавливаем традиционное ковроткачество, пользование натуральными красителями, технологию, которой пользовались в те времена. Ведь известно, без прошлого нет настоящего и тем более нет будущего. Изаят не только возродила старинные традиции, но и продвинулась дальше – на выставке впервые можно увидеть шелковый сумах, такого еще не было нигде», – рассказала она.

Руководитель музея рассказала об особенностях экспонатов, представленных на выставке: «На выставке представлены ковры, изготовленные по старинным технологиям. Здесь нет ни одной химической краски, все натуральное. Многие удивляются яркости и насыщенности красок, думали, что такое невозможно. Это такие уникальные ковры, которые выпускать в большом количестве невозможно – над коврами работают около десяти человек на протяжении примерно года. Думаю, выставка будет иметь продолжение, тем более есть люди, готовые работать над этим. Изаят одной из первых восстановила кайтагскую вышивку, она мастер своего дела».

«Республика богата традициями и художественными промыслами. В рамках проекта «Традиционные ремесла. Прошлое и настоящее» мы будем говорить о мастерах, владеющих старинными ремеслами, – это и унцукульцы, и кубачинцы, и балхарцы. Сегодня проводится выставка табасаранских ковров, но ведь мы можем говорить о ковроткачестве многих дагестанских народов. Это огромная целина. Мы должны таких людей знать, быть им благодарны за то, что они сохраняют наши традиции, не позволяют забыть о корнях», – подчеркнула Сулейманова.

 
В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» был представлен проект «Ночь современного видео-арта»

По всей России в ночь с 3 на 4 ноября прошла Всероссийская культурно-образовательная акция «Ночь искусств», приуроченная к празднованию Дня народного единства.

В Махачкале 3 ноября с 21.00 до полуночи свои двери для всех желающих открыл, в числе прочих, филиал Музея-заповедника «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» - галерея «Вагидат». Для всех желающих был представлен проект «Ночь современного видео-арта» с демонстрацией видео работ молодых дагестанских художников Елены Джетере («Мюхюббат нир»), Заиры Магомедовой («Ноябрь»), Мусы Гайворонского (1/ 178», «Еда», « Болеро», « Ротер»). Комментировала видео директор « Первой галереи» Джамиля Дагирова.

После просмотра авторы рассказали о концепции своих работ, ответили на вопросы зрителей, среди которых были художники, искусствоведы, студенты.

Гости галереи «Вагидат» говорили, что обстановка была такой теплой и дружественной, что уходить в этот вечер совершенно не хотелось: «Мы пили чай, обсуждали просмотренные видео, а Вагидат Шамадаева рассказывала много интересного о традиционной дагестанской культуре. Мы обязательно придем сюда еще раз!»

Отметим, что подобные акции обязательно будут проводиться и в дальнейшем, ведь благодаря им молодежь активнее приобщается к интересному и многогранному миру культуры и искусства.

 
Телепроект «Сказки народов Дагестана» Музея «Дагестанский аул» продолжает свою работу

Музей-заповедник «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» активно участвует в проекте «Сказки народов Дагестана», демонстрируемом на ГТРК «Дагестан».

Так, 11 ноября в эфир вышла сказка «Лиса» на кумыкском языке в исполнении зав. отделом музея Вагидат Шамадаевой. Съемки прошли в обстановке, представляющей стилизованный горский дом, что создавало особую атмосферу, в которой дети младших классов с удовольствием слушали дагестанские народные сказки. По словам директора музея Зумруд Сулеймановой, данный проект пользуется большой популярностью у подрастающего поколения и обязательно продолжит свою работу.

 
Выставка работ Сакинат Исмаиловой прошла в Музее дружбы народов России

В октябре в Музее дружбы народов России в Махачкале прошла экспозиция традиционных костюмов народов Дагестана в миниатюре. Автор миниатюры – заведующая отделом по туризму и маркетингу Музея-заповедника «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» Сакинат Исмаилова.

В музее было представлено 18 кукол в миниатюре, всего изготовлено свыше 30 костюмных комплексов. «Для реализации проекта была проделана целая научно-исследовательская работа. Это сбор информации по этнографии, разработка эскизов кубачинского, кайтагского, ногайского, ругуджинского, акушинского, кумыкского, гидатлинского, андийского и других костюмов народов Южного Дагестана, а также разнообразных платьев туникообразного покроя, платьев «бузма», «кабалай» и так далее», – рассказала Сакинат Исмаилова.

По ее словам, такие проекты необходимо реализовывать в республике для сохранения самобытности, культуры и традиций Дагестана.

Напомним, что Музей дружбы народов России был открыт 15 сентября, в День единства народов Дагестана, по поручению Главы РД Рамазана Абдулатипова с целью поддержания и развития социокультурных связей с народами и национально-культурными объединениями субъектов РФ и стран мира, популяризации идей единства народов, толерантности в условиях многонациональной и многоконфессиональной республики.

 
Сотрудники Музея приняли участие в проекте «Культура – детям села»

В рамках совместного проекта Министерства культуры РД и Министерства образования и науки РД «Культура – детям села» сотрудники Музея-заповедника «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» провели 28 лекций-экскурсий по народному искусству Дагестана для школьников, прибывших в столицу из отдаленных районов республики.

Проект продолжит свою работу в следующем году.

 
Зумруд Сулейманова выступила с докладом в рамках научно-практической конференции в ДНЦ РАН

12 сентября в Дагестанском научном центре Российской академии наук прошла Республиканская научно-практическая конференция «Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы». Участие в пленарном заседании приняли Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, председатель комитета Государственной Думы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, представители министерств и ведомств республики, религиозные деятели и многие другие.

По словам председателя ДНЦ РАН Хизри Амирханова, тема конференции всегда актуальна: «Единство дагестанских народов является весомым гарантом стабильности, безопасности нашей республики. Единство Дагестана как особая историко-культурная область сформировалась тысячелетия назад. На нас, ученых, деятелях творческой сферы, лежит особая ответственность в том, чтобы обеспечивать идеологическую, ментальную составляющую этого единства и сегодня, и впредь. Одним из шагов в этом направлении является сегодняшняя конференция».

Отметим, что в рамках научно-практической конференции с докладом «Роль этнографического музея «Дагестанский аул» в определении этнической идентичности и формировании толерантного сознания в условиях полиэтничного общества» выступила директор Музея-заповедника «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова.

 
Экспедиции сотрудников Музея в села Дагестана

В рамках научно- исследовательской работы, проводимой в течение 2014 года, Музей-заповедник «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» организовал несколько экспедиций по районам Дагестана, в том числе в Ахтынский и Магарамкентский районы.

Сотрудники музея - Т. Петенина, З. Мирземетова, И. Исмаилов, М. Раджабова посетили древнее лезгинское село Кахуль, где до середины 50-х годов ХХ века, перед тем, как жителей села переселили в Магарамкентский район, стадиально самым древним способом (без гончарного круга и с костровым обжигом) производилась неполивная керамика.

На территории села в большом количестве были найдены фрагменты керамики, доказывающие наличие здесь в прошлом примитивного гончарного производства, чудом сохранившегося до середины ХХ века в горах Кавказа.

Кроме того, в сентябре для сбора информации о старейшем кубачинском мастере и педагоге Г. Изабакарове, сотрудник Музея Т. Петенина посетила с. Кубачи, после чего ею была опубликована статья «Уроки Гаджиомара» для книги-альбома о мастере.

Также Татьяна Петенина посетила Ногайский и Тарумовский районы, где собрала материал для написания статьи «Эскизы костюмов Сраждина Батырова».

 
Выставки народного костюма и традиционного искусства

Реализуя свои творческие проекты Музей-заповедник «Этнографический комплекс «Дагестанский аул» 9 мая и 26 июля представил выставки народного костюма и традиционного искусства, сопровождаемые выступлениями актеров Лакского, Аварского и Русского театров, которые исполнили народные танцы в национальных костюмах.

 
«НачалоПредыдущая123СледующаяПоследняя»

Страница 2 из 3
 
 
Использование материалов сайта запрещено.
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул»
Разработка и создание сайта Stylemax - Махачкала