Выставка «Искусство как семейные ценности»
В зале Союза художников открылась выставка «Искусство как семейные ценности» живописцев династии Курбановых: заслуженных художников России Хайруллаха Курбанова, Галины Пшеницыной, и их талантливых сыновей Ярослава и Арсена.
На открытии выставки присутствовали и выступили Зумруд Сулейманова, генеральный директор музея «Дагестанский аул», Мухтар Курбанов, первый заместитель министра культуры РД, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ, Гейбат Гейбатов, народный художник РФ, Марат Ильясов, депутат Народного собрания Республики Дагестан, Наталья Мусаева, преподаватель ДГПУ, заслуженный деятель искусств РД, Салам Хавчаев, заместитель главного редактора ГТРК «Дагестан», заслуженный работник культуры РФ, Ибрагим-Халил Супьянов, народный художник РД, Абдулзагир Мусаев, завкафедрой живописи ХГФ ДГПУ, профессор, заслуженный художник РФ и др.
Выступающие отметили, какой значительный вклад внесли Хайрулла Курбанов и Галина Пшеницина в развитие изобразительного искусства и в обучение не одной плеяды молодых художников в республике. Творчество Хайруллаха, Галины и их сыновей Ярослава и Арсена всегда в зоне пристального внимания многих российских и зарубежных музеев, живописные работы покоряют душевностью и теплотой, вызывают неподдельный интерес и восхищение. ⠀
Галина Васильевна Пшеницына и сын Арсен Курбанов поблагодарили организаторов выставки — музей «Дагестанский аул» и Союз художников РД и тех, кто старался, вкладывал свои силы, чтобы выставка получилась яркой, интересной, насыщенной.
Введите текст заголовка
Выставка династии Курбановых «Искусство как семейные ценности» приурочена к Году семьи. В коллекции династии имеется множество работ, посвященных этой тёплой, душевной и трогательной теме, ведь Дагестан славится не только богатым историко-культурным наследием, но и особым отношением к институту семьи. Впервые произведения семьи Курбановых выставляются перед зрителем в формате родители — дети. Экспозиция включает семейные портреты, жанровые сцены на фоне горных пейзажей и интерьеров, а также философские и классические сюжеты матери и ребенка, где представлены работы мастеров, созданные в разные периоды творчества.
Работы патриарха дагестанской живописи, её живой легенды Хайруллаха Курбанова, классически ясной, трепетной Галины Пшеницыной и их талантливых сыновей Арсена и Ярослава известны широкому кругу зрителей как в родной республике, так и далеко за её пределами. Художники-реалисты постоянные участники многочисленных республиканских, российских и международных выставок.
Будучи художником с особенным лирическим складом живописного дарования, мастером композиции, обладающим уверенным чётким рисунком, и богато одаренным колористом, Хайруллах Магомедович создал свой особый художественный вкус. И одно из его замечательных качеств — способность отразить в портрете важные, сущностные стороны объекта, монументальность образов и глубокое авторское чувство, пронизывающее все его работы. Тонкий и проницательный художник, мастер психологического портрета, всегда узнаваем.
В картинах художника Курбанова заметно виртуозное мастерство в передаче обычных, повседневных предметов быта. Его картины не только мастерски написаны, но и с документальной точностью передают горский быт. Это и не удивительно, ведь он и сам родился в живописном селе Хурукра 19 марта 1936 года.
Талантливый бытописец любил рисовать с детства, в 1953 году поехал в Баку поступать в Нефтяной институт. Не поступив, устроился работать в книжное издательство, всё свободное время будущий народный художник Дагестана отдавал рисованию. Молодому человеку повезло, его рисунки попались на глаза художникам, посоветовавшие талантливому юноше поступать в Бакинское художественное училище им. А. Алимзаде.
После окончания училища в 1959 году, заручившись поддержкой одного из основателей дагестанского профессионального искусства, первого председателя Союза художников Дагестана художника Муэтдина–Араби Джемала, Хайруллах Курбанов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
В родную республику хурукринец вернулся в 1965 году, его творческая, педагогическая и общественная деятельность теперь целиком и полностью была связана с Дагестаном. Хайруллах участник более ста республиканских, зональных, российских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы автора хранятся в музеях, частных и корпоративных собраниях России и зарубежья.
Курбанов-старший преподавал в Дагестанском художественном училище им. М.А. Джемала, затем в художественно-графическом факультете ДГПУ. Член Союза художников РФ, Заслуженный деятель искусств ДАССР, Народный художник РД, Заслуженный художник РФ, лауреат республиканской премии им. Г. Цадасы, с 1970 по 1997 год возглавлял Дагестанское отделение Союза художников РФ. На протяжении многих лет являлся членом Правления Союза художников России, секретарем Правления СХ России, председателем зонального Выставочного комитета «Юга России», депутатом и членом президиума Верховного совета ДАССР.
Со своей супругой — Галиной Пшеницыной он познакомился в институте.
Родилась Галина Васильевна в 1940 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород) в семье людей, не связанных с искусством. О творчестве Галины Васильевны большую роль сыграла сестра матери, художница Галина Васильевна Рысина. С 1941 года и до конца жизни она преподавала в средней художественной школе им. Б. В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заметив у племянницы способности к рисованию, рекомендовала ей поступать в среднюю художественную школу, где Г. Пшеницына и проучилась с 1952 по 1959 год. В «Репинке» она училась в мастерской Б.В. Иогансона, которую после него вел А. Д. Зайцев.
С 1966 по 1971 г. Галина Васильевна работала старшим преподавателем художественно-графического факультета ДГПУ, с 1971 г. – им. М. Джемала. Произведения члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств РД, заслуженного художника РФ хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом, многие её работы вошли в фондовые коллекции республиканских музеев. Она участник более 150 республиканских, зональных, российских выставок.
Живопись Галины Васильевны покоряет душевностью и теплотой, вызывают неподдельный интерес и восхищение. Она тонко чувствует мир горской природы, атмосферу дагестанской жизни в её спокойном течении и многообразии проявлений.
Галина Васильевна и Хайруллах Магомедович внесли неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства, обучение не одной плеяды одарённых учеников в республике и постижения молодыми художниками тайны искусства живописи. Для своих учеников и последователей Х. Курбанов (И. Супьянов и С. Батыров) и Пшеницына (И. Супьянов, Г. Габибуллаев, А. Забожанов, А. Моллакаев, С.Батыров) не только педагоги, но и старшие товарищи по искусству. На протяжении многих лет, творя под крышей одной творческой мастерской сюжеты и образы, описываемые супругами не повторяются.
Востребованные художники и педагоги не только авторы множества работ, но и родители троих творческих и успешных сыновей. Галина Васильевна и Хайруллах Магомедович сыграли немалую роль в создании той неуловимой, и вместе с тем, устойчивой атмосферы интеллигентного российского дома, в которой естественно развивались творческие способности детей, тяга к искусству. Неслучайно эта семья, с её культурными традициями воспитала замечательных художников современности Ярослава и Арсена.
Ярослав Хайруллахович родился в 1968 году в Махачкале. Обучался в Государственном академическом училище художественной росписи имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, с 2000 года живет и работает в Германии.
Художник в своём творчестве поднимает вечные темы: любовь и ненависть, предательство и преданность, уверенность и страх, а также лживые маски, несовпадающие с внутренними убеждениями человека.
Суть произведений искусства Ярослава Хайруллаховича заключается в способности провоцировать мысль и вызывать эмоции зрителя. Он своего рода идеальный провокатор, балансирующий над бездной смыслов.
Автор стремится не только к преодолению разрыва между духовностью человеческой психики и внешней действительностью. Своих зрителей художник приглашает к самопознанию и самоанализу.
Ярослав участник более 70 выставок (Россия, Голландия, Китай, США, Финляндия, Чешская Республика, Италия и др.). Живописные полотна Ярослава, впрочем, как и всех художников семьи, передаёт характерность персонажей, их индивидуальность и душевную теплоту. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и влекут своей искренностью. От сюжетов их картин веет простотой и теплом.
Арсен родился 29 июля 1969 года в г. Махачкале. С 1985 по 1988 год обучался в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала. В 1988-1994 гг. учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств. Окончил институт по мастерской профессора, академика РАХ Ю.М. Непринцева.
Член Союза художников России (с 1995 г.), преподаватель Российской Академии художеств, член Правления Союза Художников Санкт-Петербурга (2010-2012 года), с 2008 года преподает станковую живопись в «Репинке», является ответственным секретарем приемной комиссии института, а также Почётным профессором Шеньчженьского университета (Китай).
Арсен участник более ста выставок в России за рубежом (США, Германии, Китае и др.) Работы художника хранятся в музеях Эра Рантанен (Финляндия), Лайал Финли Коллекшин (США), современного искусства (г. Пекин), Академии художеств (г. Шеньян) городском музее искусств (г.Чиньдао).
Метод Арсена Курбанова искусствоведы определяют, как «неоклассику». Творчество Арсена Курбанова, на первый взгляд, развивается в русле классической традиции — картины посвящены прочтению типичных для мирового искусства сюжетов. Однако художник стремится найти наиболее выигрышное сочетание техники и сюжетных линий старых мастеров с современными подходами к живописи и сюжетным коллизиям.
Приверженцу реализма, как признаётся сам автор, немного идеализированного, нравится в своих работах отражать не только портретное сходство с людьми, но и разбираться в их внутреннем мире. Семья нередко становится объектом творчества Арсена Хайруллаховича и важнейшим стимулом для творчества художника. Следуя излюбленным темам своего творчества, он создал огромную галерею женских и детских портретов.
Искусство Арсена Курбанова одновременно и интеллектуальное, и чувственное. Этим качеством их творчество схоже с братом – Ярославом.
Младший сын Магомед-Амир родился в 1975 году. В 1995 закончил механический техникум в Каспийске, а в 2000 году Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина), затем и аспирантуру данного университета.
Участвовал в международных проектах по разработке сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) микроэлектроники (Финляндия, Германия, Япония, Англия, Франция…). В 2001 г. принимал участие в проектировании сотовой сети 3G в Японии.
С 2019 работает «Дизайн-центре по разработке СВЧ микроэлектроники». О себе говорит: «Люблю в каждую свою разработку добавлять элемент неожиданности, который не влияет на функциональность. Мои девизы: «Эстетически красивый дизайн работает лучше, чем какой-то», «Уникальный опыт из одной области, всегда можно перенести в другую область, если знать, как!».
Жанровая общность картин с преобладанием пейзажно-портретной тематики, представленных на выставке, даёт представление о развитии дагестанского изобразительного искусства за более чем полвека на примере одной семьи. Художники не теряют связь с реальностью — воображаемой или конкретно наблюдаемой. Произведения разных лет и разных жанров пронизывает мысль о связи с прошлым, настоящим и будущим дагестанского народа.
Фотовыставка "Старые сёла - уходящая культура"
9 августа 2024 года в музее «Дагестанский аул» откроется фотовыставка «Старые сёла – уходящая культура»
Выставка даёт возможность проникнуться в историю и понять, как важно сохранить и передать традиции и культуру своих предков. Каждый камень, каждый дом — отражение богатой истории народов Дагестана.
Выставка открыта с 10:00-18:00 ч. выходной день – понедельник.
Адрес: г. Махачкала, ул. Даниялова, 31.
Фотовыставки в детском оздоровительно-образовательном учреждении "Солнечный берег"
В летний период, в рамках выездной музейной программы, Музей «Дагестанский аул» 30 июля текущего года, в очередной раз, побывал в республиканском детском оздоровительно-образовательном учреждении «Солнечный берег» (Карабудахкентский район).
Ранее, во вторую смену, музей представлял другие фотовыставки в этом же лагере для детей из разных районов республики и детей из Белгородской области. В этот раз, детям из Белгородской области и Луганской народной республики были представлены эскизы традиционных женских костюмов Дагестана и фотовыставка «С парада на фронт», о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
Заместитель директора музея Ирина Хайбулаева ознакомила детей с историей, культурой и традициями народов Дагестана. Ребята с интересом слушали, с любопытством рассматривали экспонаты, задавали много вопросов о традициях и обрядах, быте и культуре народов Дагестана.
Фотовыставки в детском оздоровительном учреждении "Надежда"
Музей «Дагестанский аул» представил две фотовыставки в детском оздоровительном лагере «Надежда» (Каякентский район) — «С парада на фронт», повествующая о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже и «Традиционный женский костюм народов Дагестана». С отдыхающими детьми была проведена беседа научным сотрудником музея Шуайбом Шейховым, о событиях, произошедших 25 лет назад, связанных с террористическим нападением на Республику Дагестан в 1999 году. Особое внимание уделил героическому подвигу народов Дагестана в борьбе с международными бандформированиями за сохранение целостности границ Российской Федерации, рассказал о глубоком патриотизме дагестанского народа и солидарности жителей Дагестана, о Победе, которая стоила многим дагестанцам жизни, но показала их непоколебимый стержень и преданность своей Родине.
Фотовыставки в детском оздоровительном учреждении "Орленок"
Музей «Дагестанский аул» побывал в детском оздоровительном учреждении «Орленок» (Буйнакский район) с фотовыставками. Детям представлены эскизы традиционных женских костюмов Дагестана и фотовыставка «С парада на фронт», о параде Победы в сентябре 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
Фотовыставки в детских оздоровительных учреждениях республики
Музей «Дагестанский аул» продолжает представление фотовыставок в летних оздоровительных учреждениях республики. На этот раз музей представил фотовыставки «Традиционный женский костюм народов Дагестана» и «Башни Кавказа. Дагестан» в двух лагерях: Спортивно-оздоровительном лагере «Анжимастер» и ДОЛ «Аист» Карабудахкентского района. В данных лагерях отдыхают вместе с нашими детьми из республики, дети из Запорожской и Белгородской областей. К музею, по традиции, присоединились артисты Государственного ансамбля танца «Каспий» г. Дербента (дир. Багирова С.Н.) с дефиле национальных костюмов.
Фотовыставки в детских оздоровительных учреждениях республики
Музей «Дагестанский аул» во исполнение Плана работы музея на 2024 год проводит фотовыставки в летних оздоровительных учреждениях республики. В первую смену музей представил две фотовыставки «Традиционный женский костюм народов Дагестана» и «Башни Кавказа. Дагестан» в Республиканском детском центре круглогодичного действия «Солнечный берег» для отдыхающих детей из г. Белгорода. Украсили мероприятие и артисты Государственного ансамбля танца «Каспий» г. Дербента с дефиле национальных костюмов и станцевали вместе с детьми лезгинку.
Выставка "Узоры и ритмы Кавказа" во Всероссийском музее декоративного искусства (г. Москва)
8 июня 2024 года во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул», посвященная изобразительному и декоративно-прикладному искусству Республики Дагестан, созданному за последние десятилетия. В экспозиции представлено более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства 30 дагестанских художников, выполненных в разных техниках и жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет), сценография, а также женские традиционные костюмы, ювелирные и ковровые изделия.
На выставке гармонично представлены произведения художников разных поколений и направлений: такие мастера портретного жанра, как живая легенда дагестанской живописи Хайрулла Курбанов, классически ясная Галина Пшеницына, темпераментный и экспрессивный Зулкарнай Рабаданов и художник-мудрец Ибрагим-Халил Супьянов – ведущий театральный художник Дагестана. Вы увидите тонкие, одухотворенные работы Саида Тихилова; и гармоничную живопись Арсена Кардашова, в своем поступательном движении к свету становящейся почти бесплотной. Вы встретитесь с таким замечательным колористом, как Хасбулат Юсупов, и такими многогранными живописцами и дизайнерами как Гамзат Гусейнов и Гусейн Гусейнов. Вы познакомитесь с творчеством многопланового художника Абдулзагира Мусаева, чьи работы стоят наряду с уже классическими образцами изобразительного искусства Дагестана и занимают важное место в изобразительном искусстве России. А рядом молодое поколение: прекрасные колористы Габибула Габибулаев, Мухтар Камбулатов, Исмаил Исмаилов, Тимур Карданов. Каждый из молодых художников обладает собственным видением, стилем, манерой. На красочном живописном фоне утонченно выглядит черно-белая графика: карандашные рисунки Юсупа Ханмагомедова и камерные гравюры их учеников М. Даудова, И. Исхакова, У. Магомедовой, Н. Каймаразовой и другие.
Наряду с живописью и графикой на выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства – традиционные женские костюмы с серебряными украшениями, а также современные ювелирные изделия талантливого мастера Арслана Айсакадиева, выполненные в этническом стиле. Удивительно позитивный и темпераментный акцент всей выставке придают керамические композиции Ислама Шовкринского.
Несмотря на стилистическую «многоголосицу», экспозиция не выглядит эклектичной в силу объединения ее одной темой и общим эмоциональным настроем, в основе которого — глубокая любовь к родной земле, ее древней культуре и духовному наследию. Выставка «Узоры и ритмы Кавказа» дает возможность посетителю ближе познакомиться с самобытной этнографией и культурой народов Дагестана.
Всероссийская акция "Ночь музеев"
Выставка «Нити»
Проект «Нити» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Это проект, главные задачи которого состоят в объединении нашей многонациональной Родины. Крепче всего страна связывается отношениями между людьми – нитями дружбы и взаимного интереса к культуре, традициям, к всем составляющим развития народов нашей огромной страны.
В основу проекта легла идея двух авторов – Родиона Исмаилова и Шамиля Ахмадулаева, — рассказать с помощью фотографии о Дагестане, о его традициях и красоте ландшафтов. Художники-фотографы — Шамиль Ахмадулаев, знакомый с историей и культурой Дагестана, и Родион Исмаилов, заинтересованный в том, чтобы раскрыть Дагестан для всей России.
Фотографы проехали по всем районам Дагестана и сделали высокохудожественные фотографии жителей каждого из районов, а также прекрасной природы этих краёв.
Проект «Нити» включает несколько составляющих – выставка фоторабот; мастер-классы по живописи Дагестана и созданию элементов национального костюма; лекции на тему быта народов Дагестана; круглые столы о важности развития межнациональных отношений в стране; показ документального фильма о Дагестане автора проекта «Нити» Родиона Исмаилова; создание электронной выставки фоторабот; создание короткометражного документального фильма о развитии проекта.
Выставка «Память»
5 апреля 2024 года состоялось открытие выставочного проекта «Память» организованного музеем «Дагестанский аул», Союзом художников РД совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы на Поклонной горе).Посетителям представлены две выставки «С парада – на фронт», повествующая о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже и «Полководцы Великой Отечественной войны», рассказывающая о становлении полководческого таланта в ходе сражений Великой Отечественной войны одиннадцати выдающихся полководцев — представителей новой советской школы военной науки. Среди них: один генералиссимус, девять маршалов и один генерал армии.
На выставке представлен материал из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы), партнера музея «Дагестанский аул». Кроме того, выставку дополнили живописные, графические и другие работы дагестанских художников на тему Великой Отечественной войны.
Открывая выставку, генеральный директор музея «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова отметила важность открытия выставок в преддверии Дня Победы, подробно рассказала о проводимых выставках и цели их проведения, призвала молодое поколение чаще задумываться над тем, какой ценой оплачивается мирная жизнь, и как легко из враждебной искры разжечь пламя войны.
Фирудин Раджабов, депутат Народного Собрания РД, председатель комитета Народного Собрания по национальной политике в своем выступлении сказал: — «дагестанские военнослужащие своими подвигами в зоне специальной военной операции сегодня доказывают, что подвиги предков не забыты, и в памяти поколений навсегда останутся мужество и стойкость защитников Родины». Мухтар Курбанов, первый заместитель министра культуры РД сказал о необходимости ознакомления школьников с выставками и проведения уроков истории на фоне выставок в зале Союза художников. В открытии выставки приняли участие и выступили: Асият Алиева и Елена Ельникова, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, Магарам Алиджанов, председатель Дагрегионального отделения Всероссийской организации ветеранов, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств и др. Выставки посетили кадеты МБОУ «КМШИ им. Героя Советского Союза М.И. Гаджиева», директора и представители музеев республики, художники, студенты и учащиеся, представители СМИ и др.
Выставка «Полководцы Великой Отечественной войны»
22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз — началась Великая Отечественная война. Освободительная война советского народа длилась 1418 дней. Чтобы выстоять в тяжелейшей схватке с фашизмом, советскому государству пришлось напрячь все свои силы, задействовать все людские и материальные ресурсы. На выполнение ратного долга в годы Великой Отечественной войны в СССР было мобилизовано более 29,5 млн. человек. Тысячи предприятий по всей стране были переориентированы на выпуск военной продукции.
Советское руководство противопоставило немецко-фашистскому наступлению стратегию упорной обороны в сочетании с фронтовыми и армейскими контрударами, частными наступательными операциями и партизанской борьбой в тылу врага. В годы Великой Отечественной войны сформировалась блестящая плеяда талантливых полководцев и военачальников.
Предлагаемая Вашему вниманию выставка рассказывает о становлении полководческого таланта в ходе сражений Великой Отечественной войны одиннадцати выдающихся полководцев — представителей новой советской школы военной науки. Среди них: един генералиссимус, девять маршалов и один генерал армии. Все одиннадцать военачальников являются кавалерами ордена «Победа» — высшего военного ордена СССР Орден вручался за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне изменялось положение в пользу Красной Армии. И В. Сталин, Г.К. Жуков, А. М. Василевский были награждены орденом «Победа» дважды.
Советские военачальники осуществили свыше 50 стратегических операций, из них 35 наступательных. Было проведено около 250 фронтовых и 1000 армейских операций. Советские войска разгромили более 600 дивизий Германии и её союзников. В ходе сражений была уничтожена основная масса военной техники немецких вооружённых сил: около 32-х тысяч танков, самоходных артиллерийских установок и штурмовых орудий, более 50-и тысяч самолётов, свыше 280-и тысяч артиллерийских орудий и миномётов. Потери немецкой армии на Восточном фронте составили более 70% от всех потерь вермахта во Второй мировой войне.
По-разному складывалась воинская судьба каждого из одиннадцати героев. Кто-то из командарма в короткий срок становился командующим фронтом, которому Ставка не боялась доверить управление войсками на самых трудных оперативных направлениях. Кто-то, будучи командующим фронтом, призывался Ставкой для штабной работы и до конца войны занимался разработкой крупных боевых операций, координацией действий фронтов, формированием и распределением воинских резервов. Независимо от рода деятельности всех представленных военачальников объединяет, твёрдое уверенное руководство вверенными им войсками, тщательная подготовка боевых операций, гибкость оперативного мышления. Глубокими знаниями военного дела, широтой стратегического кругозора и смелостью оперативных решений они намного превзошли хвалёный генералитет нацистской Германии и милитаристской Японии.
Выставка «С парада на фронт»
Выставка «С парада – на фронт» повествует о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
7 ноября 1941 года в нашей стране военный парад, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, прошел не только на Красной площади в Москве, но также в Куйбышеве (ныне Самара) и Воронеже. Выставочный проект организован Музеем — заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул», Союзом художников РД совместно с Музеем Победы на Поклонной горе.
Знаменитый парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Сводным оркестром на этом параде дирижировал Василий Агапкин, автор марша «Прощание славянки». Завершался парад исполнением именно этого марша.
Парад в Куйбышеве решено было провести из-за тяжелого положения под Москвой. Дипломатическую столицу перенесли в этот волжский город, и 7 ноября 1941 года в Куйбышеве парад прошел на глазах у иностранных журналистов и представителей дипмиссий. Военные атташе Турции и Японии, присутствующие на параде, доложили руководству своих стран о военной мощи СССР. После этого ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР. Украшением парада в Куйбышеве стала его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов. Даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде 9 мая 2010 года над Красной площадью пролетело только 127 самолетов.
На центральной площади Воронежа парад начался в 11 часов – спустя 3 часа после начала парада на Красной площади в Москве. Поскольку в Воронеже не нашлось артиллерийских частей с пушками, устроители парада взяли в местном краеведческом музее два орудия времен гражданской войны и провезли их на конной тяге перед трибуной. Пушки оказались вполне исправными, и солдаты взяли их с собой. Участвующие в воронежском параде войска также отправлялись сразу на фронт.
На выставке представлен материал из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы), партнера музея «Дагестанский аул».
Выставка «Салют над Невой»
16 февраля 2024 года в выставочном зале музея «Дагестанский аул» открылась фотовыставка «Салют над Невой», которая представлена нашим партнером — Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы).
Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и демонстрирует хронологию событий с начала обороны города в июле 1941 года до праздничного салюта в честь полного снятия блокады 27 января 1944 года.
Открывая выставку, генеральный директор «Дагестанского аула» Зумруд Сулейманова отметила, что мужество, необычайная сила воли и упорство жителей северной столицы, которые не только переносили тяготы жизни в условиях осажденного города, но и своим трудом и отвагой сделали все для спасения родного Ленинграда. Она также сказала, что в составе Ленинградского фронта, в тяжелейших условиях, плечом к плечу, мужественно с фашистами сражались воины — представители разных национальностей со всего Советского Союза, в том числе и более 10 тысяч дагестанцев. Дагестанские воины проявили исключительную храбрость и стойкость, внесли значительный вклад в освобождение города от блокады.
Мурад Гаджиев, заместитель министра культуры РД в своем выступлении призвал всех посетить выставку, задуматься о значении и ценности свободы, о подвиге наших предков и о нашей роли, как наследников. «Пример героического Ленинграда вдохновлял всю армию и тыл. И сегодня это единство и солидарность служат для нас примером. Давайте не забудем блокаду и те подвиги российского народа, которые позволили нам жить в мире и свободе!» отметил он.
В открытии выставки приняли участие и выступили: Булатов Осман, депутат Народного Собрания Республики Дагестан, Магарам Алиджанов, председатель Дагрегионального отделения Всероссийской организации ветеранов, Магомедхан Магомедханов, завотделом этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РД, Мухтар Камбулатов, директор ДХУ им. Джемала, народный художник РД, Алисултан Алисултанов, председатель махачкалинского городского Совета ветеранов войны в Афганистане и др.
Выставку посетили представители:
Муниципального Центра военно-патриотической направленности «Молодая гвардия» г. Каспийска, регионального отделения Российского исторического общества РФ по РД, Координационного совета ветеранских организаций, участников и инвалидов афганских событий, семей погибших, ветеран войны в Афганистане, махачкалинского городского Совета ветеранов войны в Афганистане, кадеты МБОУ «КМШИ им. Героя Советского Союза М.И. Гаджиева», студенты и учащиеся, представители СМИ и др. В конце мероприятия, руководитель и преподаватели кадетского корпуса были отмечены дипломами, за совместную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«Музей «Дагестанский аул» является партнером Музея Победы на Поклонной горе в рамках Международного проекта «Территория Победы», который объединяет 250 музеев и военно-исторических центров России и зарубежных стран».