Тематическая выставка «Путь к Великой Победе»

       

22 апреля 2025 года в выставочном зале Союза художников Республики открылась тематическая выставка «Путь к Великой Победе», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организатором выставки является «Музей-заповедник — этнографический комплекс «Дагестанский аул», совместно с Дагестанский музеем изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и Союзом художников РД при содействии Музея Победы на Поклонной горе.

         Среди участников выставки депутаты Народного Собрания Республики Дагестан  Алиева Асият Наримановна и Котенко Марина Евгеньевна, председатель Союза художников РД Магомедов Курбанали Магомедович,   зам. председателя ДагСовета ветеранов Баркуев Барку Магомедович,  герой России Загидов Загид Асмалавович, ветераны афганских событий Абдуллаев Ибрагим Алиевич и Алисултанов Алисултан Абдусаламович,  помощник министра труда Дагестана и учредитель сообщества «Сила матерей» Муслимова Мехрибан,  зам. руководителя Госфонда «Защитники Отечества» Магомедов Рамиз Шахбанович,   народный Герой Дагестана Бучаев Гамид Ахмедович,  доктор технических наук, профессор Алиев Шамиль Гимбатович  и др.

        В числе приглашенных —  учащиеся Первого Дагестанского кадетского корпуса имени генерал-полковника Г.Н. Трошева, студенты Колледжа туризма и сервиса ДГУНХ, Художественного училища им. М. Джемала и Колледжа культуры и искусства им. Б. Мурадовой.

 Выставка продлится до 18 мая 2025 года.

        В числе приглашенных —  учащиеся Первого Дагестанского кадетского корпуса имени генерал-полковника Г.Н. Трошева, студенты Колледжа туризма и сервиса ДГУНХ, Художественного училища им. М. Джемала и Колледжа культуры и искусства им. Б. Мурадовой.

 Выставка продлится до 18 мая 2025 года.

                                                                           «Путь к Великой Победе»

          Выставка состоит из четырех разделов. Первый раздел выставки «С парада — на фронт» погружает зрителей в трагические и одновременно героические страницы истории и посвящён легендарным военным парадам, проходившим в Москве на Красной площади, Куйбышеве (ныне Самара) и Воронеже 7 ноября 1941 года. Военные парады в ознаменование 24-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, организованные в самые тревожные и тяжёлые для страны дни начала войны, имели большое военно-патриотическое значение. Мероприятия проводились в разгар битвы за Москву, когда линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы. С парада на главной площади бойцы Красной Армии уходили прямо на фронт. Сам факт военного парада был воспринят советским народом как предвестник значительного перелома в ходе войны и изгнания врага с родной земли. Что и подтвердилось в последующих сражениях. На 24 планшетах (размером 100х70 см) зрителям откроются малоизвестные страницы истории парада 1941 года, здесь около 100 оцифрованных документов — фотографии, карты, плакаты, газетные статьи. В экспозицию вошли и малоизвестные фотографии парада в Куйбышеве, где в те дни находилась дипломатическая столица — 15 октября 1941 года в город были эвакуированы дипломатические представительства 22 иностранных государств.

          Второй раздел «Полководцы Победы» знакомит с материалами о выдающихся советских военачальниках – одиннадцати кавалерах ордена «Победа», а также обо всех маршалах Советского Союза, маршалах родов войск и генералах армии, имена которых неразрывно связаны с ключевыми военными операциями Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны сформировалась советская военная школа, которая, по некоторым оценкам, превосходила немецкую. С началом войны подготовка офицерских кадров пошла в ускоренном варианте. Вчерашние десятиклассники быстро становились командирами Красной армии, из их числа готовились кадры для штабов и разведки. В годы Великой Отечественной войны сформировалась блестящая плеяда талантливых полководцев и военачальников. Выставка рассказывает о становлении полководческого таланта в ходе сражений 11 выдающихся полководцев — представителей новой советской школы военной науки. Среди них один генералиссимус, 9 маршалов и один генерал армии. Все 11 военачальников являются кавалерами Ордена «Победа» — высшего ордена СССР.

 И.В. Сталин, Г.К. Жуков и А.М. Василевский награждались дважды.

      Советская армия проявила чудеса мужества и стойкости в ходе сражений, но Победа в этой войне была бы невозможной без народного единства.

                 Вкладу республик Советского Союза посвящён третий раздел выставки.

               В историческую Победу Советского Союза над агрессором внесли свою лепту и жители Дагестанской АССР. В первый же день войны в городах и районах республики прошли многолюдные митинги, на которых жители (к лету 1941 года в Дагестане проживало около 930 тыс. человек) выражали свою готовность защитить Родину. Горцы заполонили военкоматы, требуя немедленно отправить их на фронт.

               В Дагестане не было семьи, из которой мужчины не ушли бы на фронт. К примеру, П. Абдулгамидова из с. Урхучимахи Акушинского района отправила на фронт 13 сыновей и внуков, а в семье Эфендиевых из с. Кумух пятеро защищали Родину, причём один из них был начальником политотдела дивизии, затем командиром полка.

          Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из которых погибло более 90 тыс. человек. Дагестанцы героически сражались у стен Бреста, Ленинграда, Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска, в Белоруссии и на Украине, в горах Кавказа, активно участвовали в освобождении европейских народов и народов Кореи и Китая от фашизма и японского милитаризма. Более 70 дагестанцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза, двое признаны Героями России.

             Восемь дагестанцев стали полными кавалерами ордена Славы всех трёх степеней. Хизри Магомедов (кавалер всех трёх орденов Славы) из с. Гинта Акушинского района получил Орден славы 1-й степени в боях в самом Берлине, где на его счету было два подбитых танка противника. 26 апреля, преследуя отступающего противника, он со своим отделением ворвался в сильно укрепленный пункт обороны, где было уничтожено 40 противников и захвачено в плен 30. Орден славы 1-й степени Магомедову был вручён в Кремле самим Михаилом Калининым.

            Первым дагестанцем, удостоенным звания Героя Советского Союза, стал командир дивизиона подводных лодок в Баренцевом море Магомет Гаджиев из с.Мегеб Гунибского района. Газета «Правда» тогда написала, что это первый случай в истории, «когда подводная лодка, потопив транспорт, охраняемый конвоем, уничтожила и сам конвой». На боевом счету дивизиона Гаджиева 12 победных операций, 27 потопленных кораблей противника.

           На весь мир прославился лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан из с.Цовкра Кулинского района. По данным историков авиации, за годы войны он совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 150 воздушных боях, самостоятельно сбил 30 самолётов противника и еще 19 — в групповых сражениях. Последняя боевая машина фашистов была сбита им над Берлином. После войны Амет-Хан Султан не покинул небо: он стал лётчиком-испытателем и погиб в феврале 1971 года за штурвалом самолета.

Дагестанцы, как и другие народы нашей страны, Великую Победу приближали не только на фронте, её ковали также в тылу, обеспечивая фронт вооружением, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продовольствием. Народы республики в суровые годы войны убедительно продемонстрировали верность историческому выбору своих предков — навеки веков быть в составе великой России.

        Глубокий след эта кровопролитная война оставила в творчестве дагестанских художников военного и послевоенного периода. Их пронзительные художественные высказывания о мужестве, боли, откликающиеся в памяти народа и ныне, составляют четвертый раздел выставки.

В экспозиции живописные, графические работы, скульптурные композиции дагестанских и российских художников из собраний музеев и частных коллекции, а также фотографии и архивные документы. Широк временной период создания этих работ: от выполненных в военные годы прямо с натуры набросков и рисунков Б. Смирнова и И. Бруни до работ, год написания которых совпадает с замечательной датой, которую мы отмечаем.

          Тематика работ, представленных на выставке, обширна и многогранна. Это и работы, запечатлевшие события непосредственно военных лет, — «Женщины Дагестана — фронту» М. Мушаилова, «Письмо с фронта» Г. Конопацкой, «Девушка с автоматом» Б. Смирнова, и те, на которых отражен счастливый период окончания войны – «День Победы» Д. Обозненко, «Победители» В. Горького, «День Победы. Встреча с ветеранами республики» М. Мушаилова.

        Образы героев-дагестанцев отражены в скульптурных работах: «Портрет Джафаровой Бавер» (1975 г.) А. Газалиева, «Портрет участника Великой Отечественной войны, орденоносца Шахбаза Исмаилова» (1985 г.) Г. Гейбатова и «Портрет лётчика-испытателя Аметхана Султана» (1975 г.) А. Ягудаева. В экспозиции можно увидеть серию живописных и графических портретов участников войны: писателя-прозаика, литературоведа, поэта, военного корреспондента Э. Капиева, Героя Советского Союза, летчика, подполковника Амет-Хана Султана и других. Главный мотив триптиха «Это не должно повториться» Ш. Халилова и его название в контексте сегодняшних событий вновь приобрели актуальное звучание. Художники вложили в свои работы и боль, и уважение, и любовь, и память о том трагическом и великом времени, за каждым произведением стоит осознанная, пропущенная через сердце мастеров кисти история, судьба нашей страны.

         Выставка «Путь к Великой Победе» отражает неизменное чувство преклонения перед ветеранами, пронизывающее произведения уже нескольких поколений художников, поэтов, музыкантов. Она отличается интернациональным составом представленных авторов — это многочисленные дагестанские и российские художники — и это не случайно, ибо пламя войны обожгло все семьи огромной страны. Поэтому художники говорят о людях, их подвиге, героизме и человечности.

          Картины дагестанских художников-фронтовиков, работы современности, а также фотовыставки из фондов Музея Победы на Поклонной горе — это мост между поколениями, напоминание о Великой Победе и силе духа народа. Они отражают вклад художников не только в искусство, но и в сохранение исторической памяти.

           Выставка «Путь к Великой Победе» станет не только значимой страницей в книге истории своего родного края и страны, но и уникальной возможностью прикоснуться к истории через искусство, узнать фактические сведения и неискаженные факты о Великой Отечественной войне.

Постоянная экспозиция «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейш»

Выставка «Этнические мотивы»

           5 марта 2025 года в музее «Дагестанский аул» открылась персональная выставка Арслана Айсакадиева, художника-ювелира, члена Союза художников РФ, члена Союза дизайнеров (г. Москва), участника более 40 выставок. 

          Составляющая экспозиции – серебряные головные украшения: разнообразные серьги, височные кольца, бляхи, платочные и налобные цепи, выполненные в старинной технике дагестанским мастером, – также традиционные украшения кубачинок – свадебные браслеты и кольца, нагрудные украшения «тавка», амулетницы, платочные цепи, отмеченные самобытностью и высокой ювелирной техникой.

        Открывая выставку генеральный директор музея «Дагестанский аул» Зумруд Запировна Сулейманова, поздравила художника-ювелира с открытием персональной выставки, отметила что его произведения, с одной стороны, – обращение к многообразным традиционным древним промыслам мастеров-кубачинцев, с другой, работая с известными современными дизайнерами, модельерами и топ-стилистами, он получает возможность создавать свое авторское искусство.

       На открытии выставки присутствовали и выступили Магомедов Курбанали Магомедович, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ,  Гамзатова Гюлпери Кадыровна, завкафедрой ДПИ ХГФ ДГПУ, Камбулатов Мухтар Гаджиевич, директор Дагестанского художественного ДХУ им М А Джемала член СХР, народный художник РД, Дагирова Джамиля Арслангереевна, заместитель генерального директора Национального музея им. Тахо Годи, заслуженный работник культуры РД,  Магомедов Амирхан Нурмагомедович, директор выставочного ала Союза художников РД, народный художник РД,  Алимагомедова Шахнабат Саидмагомедовна, директор Центра этнической культуры и др.

                   Выставка проходит по адресу: г. Махачкала, ул. Даниялова, д.31, и продлится до 6 апреля 2025 года.

             

Айсакадиев Арслан Магомедович
Родился в 1974 г. в п. Мамедкала, РД.
1986 – окончил ДХШ (п. Мамедкала).
1996 – окончил ДХУ им. М. Джемала (г. Махачкала).
Член СХ РФ, Член Союза дизайнеров (г. Москва)
С 2002 – сотрудничает с российскими дизайнерами модельерами (г. Москва)
С 1996 – работает ювелиром в творческих мастерских при СХ Р (г. Махачкала).
Работы хранятся в частных коллекциях, коллекциях топ модельеров, используются для показов коллекций в России,
Великобритании, США, Германии и др.
Некоторые работы художника-ювелира:
  • Корона (выполнена для жеребьевки Чемпионата мира по футболу в 2018 г. в Кремле г. Москва)
  • Головные украшения из серии «Горянка», 2019 г., серебро, коралл
  • Нагрудное украшение и серьги «Древний Дербент», 2012 г., серебро, коралл, филигрань, зернь
  • Нагрудное украшение из серии «Этнические мотивы Дагестана», 2013 г., серебро, филигрань, коралл, зернь, бирюза
  • Серьги из серии «Этнические мотивы Дагестана», 2013 г., серебро, филигрань, коралл, зернь, бирюза
  • Серьги «Солнце Кавказа», 2009 г., серебро, зернь, коралл, бирюза, филигрань
  • Нагрудное украшение «Восток», 2012 г., серебро, филигрань, зернь, коралл
  • Браслет из серии «Закаталы», «Аварцы» 2014 г., серебро, позолота, зернь, бирюза, гранат
  • Гарнитур «Дагестан»: Серьги. Нагрудное украшение, 2009 г., серебро, филигрань, зернь, бирюза
  • Серьги «Дарго», 2010 г., серебро, филигрань, позолото
  • Нагрудное украшение «Тавка», с. Кубачи, 2010 г., серебро. позолота, филигрань, зернь, бирюза, гранаты, коралл
 

           Искусство металлообработки в Дагестане, включающее бронзолитейное, медночеканное, оружейное и ювелирное дело, – одно из самых древних. У каждого из этих направлений своя история, свое утилитарное назначение, технические и художественные характеристики.

                 Если же говорить о таком важном виде дагестанского прикладного искусства, как ювелирное дело, то его поразительное формообразующее и стилистическое многообразие, глубокое семантико-смысловое значение  образной системы, одновременные роскошь и аскетизм декора,  вневременность архаичность и современность многих форм и орнаментальных элементов,  назначение и способ ношения – все это соотносит дагестанские женские украшения в особую область как повседневной, так и праздничной жизни народа. Другими словами, декоративное начало, украшательство, роль аксессуара – далеко не главная функция традиционных женских украшений горянки. На первый план всегда выступало охранное, магическое значение, роль оберега и защиты.

                Важным аспектом является и тот факт, что традиционные дагестанские женские украшения являются главным стилистикообразующим источником для современного ювелирного искусства, питающим его на протяжении уже ста лет после перехода к европейскому костюму. Второй источник  необходимо обозначить как европейское искусство модерна. Большинство современных мастеров–ювелиров продолжает работать в рамках когда-то найденных их предшественниками художественных форм, но упрощая их и в семантическом значении, и в техническом плане. Вообще, традиция – вещь очень сильная. И опасная. И с одной стороны, она является бесконечным источником идей и вдохновения, но без притока свежих идей одновременно может тормозить развитие. Но обычно традиция настолько сильна, что упадок очевиден не сразу. Тем не менее, проблема давления традиции существует и заставляет нас задумываться о дальнейших путях развития дагестанского ювелирного искусства.

               Тем не менее, есть среди дагестанских ювелиров такие, которым недостаточно бесконечно повторять когда-то найденное, устоявшееся и «законсервированное», не зависимо от того, свое оно или заимствованное.

                 Знакомьтесь: Арслан Магомедович Айсакадиев, 1974 года рождения. Биография его и типична для современного художника-прикладника, и одновременно богата яркими событиями. Родился Арслан в поселке Мамедкала Дербентского района, но корни его предков идут из Харбука — знаменитого аула оружейников, что находится в Дахадаевском районе в 20 км от Кубачи. Харбукцы в отличие от амузгинцев в прошлые века кроме холодного оружия специализировались на огнестрельном – изготовлении замков для кремневых пистолетов и ружей. Были оружейники и в роду Айсакадиевых.

                   Детство Арслана проходило в Мамедкале, но  летние каникулы он проводил в родном ауле.  Способности к рисованию у него, а также к лепке проявились рано. Уже в 7-8 лет мальчик лепил из глины узнаваемые фигурки животных, людей, барельефы со сценами охоты. В 10 лет он привез из пионерского лагеря в подарок маме целый чемодан барельефов из глины с изображением животных и горных пейзажей. Рано, как и все харбукские мальчишки, он начал учиться и ремеслу металлообработки. В 12 лет уже чеканил металл, выделывал кинжальные клинки, из меди и мельхиора делал свои первые украшения. К сожалению, эти детские работы не сохранились.

          Вообще, художественными способностями обладали многие в семье Айсакадиевых – мать и бабушка ткали килимы и ковры по своим орнаментам, хорошо рисовали и братья Арслана, отец работал с деревом,  дедушка занимался кузнечным и ювелирным делом. Двоюродный брат матери Мухтар Исмаилов  после Дагестанского худучилища им. М.Джемала  и  Строгановского училища в Москве  работал реставратором в музеях Кремля, где в 90-е годы  восстанавливал дворцовые интерьеры и старинные иконы. Дядя и его супруга художница Камилла Белковская оказали большое влияние на творческую судьбу Арслана.  Благодаря им молодой художник знакомится с московской богемой, попадает в атмосферу творчества и высокой культуры. Но это будет позднее, а пока юноша впитывает все, что можно от родных корней.

            Вообще, близкие  всегда поддерживали его: видя талант мальчика,  родители  покупали литературу по искусству, помогли определиться с выбором жизненного пути. Арслан окончил знаменитую мамедкалинскую художественную школу, где помимо общих основ изобразительного искусства, он изучал и ювелирное дело. Во время поездок на каникулы в Харбук он учился у старших мастеров технике филиграни, осваивал ковку, чеканку, гравировку,

             После средней школы Арслан поступает в ДХУ им. М. Джемала на отделение обработки металла, но юноша пришел туда, уже профессионально владея многими навыками ювелирного искусства. С третьего курса  он участвует в московских студенческих выставках ДПИ. Но сам Арслан считает, что стать ювелиром ему помогли навыки, полученные в детстве и совместная работа с московскими дизайнерами. В Москву он попал в 2002 году по приглашению своего дяди Мухтара Исмаилова, настаивавшего на поступлении племянника в Строгановское училище. Но Арслана захватила творческая работа в сфере модельного бизнеса. В столице молодой дагестанский ювелир попадает в новую для него креативную среду художников, актеров, дизайнеров и моды. Здесь и раскрылся талант Арслана Айсакадиева как ювелира-дизайнера.

             В Москве он участвует в около 30 ювелирных выставках, Неделе высокой моды, делает аксессуары для театральных постановок, работает с известными модельерами Марией Овсянниковой, топ-стилистом Дмитрием Винокуром, участвует в показе коллекций в королевском дворце Альбер-холл в Лондоне, а также в Париже, Германии, Австрии, сотрудничает с Ювелирным Театром (ЮТЭ) под руководством Максима Вознесенского. Предлагали ему работать и с Валентином Юдашкиным, а также преподавать  в Москве  прикладное искусство. Ювелирные работы Арслана были представлены в качестве аксессуаров для моделей в жеребьевке на чемпионате мира по футболу в Кремле. И, конечно, годы, проведенные в Москве, определили  очень многое для дагестанского художника: посещение музеев, театров, выставок, общение с интересными творческими людьми дали неоценимый интеллектуальный и духовный багаж на долгие годы.

            Получив такой неоценимый опыт в сфере современного ювелирного искусства и его открытий, Арслан Айсакадиев расширяет сферу своего традиционного ювелирного искусства и начинает смело экспериментировать, проявляя многогранность своего дарования. Появляются интересные  новаторские работы, источником вдохновения которых стало искусство Африки, ацтеков и майя. Он создает Восточную коллекция с мотивами культуры Индии, при этом интерпретируя экзотическую культуру  Востока в авангардном ключе, Появляется желание создать собственную коллекцию,  полностью погрузиться в творчество.  В 2010 году Арслан возвращается в Дагестан.

             Если говорить об Арслане Айсакадиеве как ювелире, необходимо отметить его многогранность. В принципе, он работает в лучших традициях дагестанского ювелирного искусства, создает, казалось бы, чисто этнографические украшения к женскому традиционному костюму, но при этом все они стильные и весьма актуальные и могут служить прекрасным этническим аксессуаром в гардеробе современной женщины. При этом необходимо отметить высокий технический уровень Арслана. Он владеет практически всеми ювелирными техниками: гравировкой, позолотой, но любимой является филигрань. В работе мастер отталкивается и в форме, и в материалах, и в декоре от классических дагестанских изделий, но это всегда не просто повтор, а творческое переосмысление.

           В настоящее время Арслан Айсакадиев работает в художественных мастерских при СХ РД, а также реставратором по драгметаллу в этнографическом музее «Дагестанский аул». Постоянное общение с подлинными шедеврами народной культуры помогают мастеру держать высокую планку. «Дагестанский аул» стал инициатором первой персональной  выставки Арслана Айсакадиева.

Татьяна Петенина.

Выставка «Кожевник-шорник из Шовкра»

              21 февраля 2025 года в музее «Дагестанский аул» прошел вернисаж выставки «Кожевник-шорник из Шовкра». Среди гостей выставки Магомедов Курбанали Магомедович, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ, Действительный член Российской Академии наук, Агамагомедов Самед Абзерович, представитель Министерства   культуры РД, Камбулатов Мухтар Гаджиевич, директор Дагестанского художественного ДХУ им. М. А. Джемала, член СХР, заслуженный и  народный художник РД, Шахаев Абдулла Шапиевич, народный художник Республики Дагестан, заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания,  кандидат педагогических наук, член Союза художников РФ и другие.

             Выступающие отметили талант художника, что Гасан не перестает удивлять своей фантазией, трудолюбием, умением воплощать и реализовывать свои идеи. Выступающие пожелали Гасану Эфендиеву дальнейших творческих успехов, талантливых, благодарных учеников и новых проектов!

              Гасан Эфендиев родился в 1974 году в селе Шовкра Лакского района Дагестана. Выпускник дагестанского филиала Московского автодорожного института. Увлекался каллиграфией, изучал надписи на аджаме, высеченные на старых надгробных камнях. Его предки занимались кожевенным делом, и это ремесло стало частью его наследия. Работая как обувщик, он прошел путь от подмастерья до ведущего мастера.

            Гасан Эфендиев – участник республиканских проектов «Самородки» и «Родники Дагестана», выставлялся и за пределами Дагестана — в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, а также за рубежом (Боливия, Казахстан), о нем писали и снимали передачи.

            На Международной выставке «Ярмарка ремесел» в 2012 году в Калуге, его работами интересовались специалисты из Казахстана, Мадагаскара и Боливии, которые отметили уникальность этого вида творчества, говоря, что очень сложно во всем мире найти подобного рода работы.

            Провел более 10 персональных выставок, включая «Фантазия из кожи» (2013) «Инкарнация» (2014), «Маскарад» (2019) и «Мастер из Шовкра» (2021). «Мир, вывернутый наизнанку» (выставка Гасана Эфендиева в Камерном театре г. Москва) и др.

             Его работы хранятся в музеях, также в частных коллекциях в России и за границей. У Гасана много коммерческих проектов, также проводит мастер-классы и обучение по кожевенному делу, где участники создают кошельки, браслеты или обложки.

              Желаем Гасану Эфендиеву дальнейших творческих успехов, талантливых, благодарных учеников и совместных проектов!

 

Тематические выставки «Ялтинская конференция. Рассекреченные материалы» и «Горячий снег Сталинграда»

           Вернисаж тематических выставок «Горячий снег Сталинграда» и «Ялтинская конференция. Рассекреченные материалы» состоялся 24 января 2025 года в выставочном зале музея.

           Это совместный проект Музея Победы и Музея «Дагестанский аул», который проходит в рамках Международного проекта «Территория Победы» и объявленного президентом РФ В. Путиным Года защитника Отечества.

     Открыла выставки Сулейманова Зумруд Запировна, генеральный директор музея, которая отметила важность проведения выставок к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.  «Главная задача выставки – рассказать подлинную историю Великой Отечественной войны и о Победе в ней посредством фотографий и документов, отражающих  самое трагическое и самое триумфальное для нашей страны события ХХ столетия», отметила она. 

        Мероприятие посетили известные общественные деятели, ветераны, студенты и школьники. К собравшимся обратились Алиджанов Магарам Рамалданович, председатель Дагестанского регионального отделения Всероссийской организации ветеранов. «Сталинградская битва уже давно стала не просто переломной вехой в истории Великой Отечественной войны, но ярким символом несгибаемой мощи советского народа и его армии, необычайной выдержки и потрясающего героизма в борьбе за Родину

          Подвиг защитников Сталинграда стал известен всему миру «, — сказал Алиджанов. Он отметил, что именно за эти 200 дней и ночей с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. был внесен решающий вклад в достижение коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне.

          На открытии выступили: Алиева Асият Наримановна, депутат Народного собрания Республики Дагестан; Магомедов Курбанали Магомедович, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РД; Акаев Нажмудин Акаевич, председатель Дагсовета ветеранов войны в Афганистане; Мамутаева Интизар Асадуллаевна, председатель Союза женщин Дагестана и другие.

         Экспозиция «Горячий снег Сталинграда» призвана проиллюстрировать последствия военных действий для обеих сторон, масштабы жертв и разрушений, ставших следствием фашистской агрессии.

         С начала наступления на Сталинград в августе 1942 г. пресса и выпуски новостей в Германии постоянно описывали успешные операции и предрекали скорую победу. Создавался культ солдата покорителя Сталинграда. Время, однако, расставило всё по своим местам. Главными и единственными героями этого переломного момента мировой истории стали советские солдаты и офицеры. Несмотря на то, что с того времени прошло уже много лет, Сталинград до сих пор остаётся наиболее характерным символом Второй мировой войны и память об этом сражении жива и будет жить вечно.

       Экспозиция выставки «Ялтинская конференция. Рассекреченные материалы», созданная на основе рассекреченных материалов Министерства обороны РФ представлена Музеем Победы на Поклонной горе и демонстрируется в рамках Международного проекта «Территория Победы».

          Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав 4—11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции — СССРСША и Великобритании — во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Проходила в Ливадийском (Белом) дворце в посёлке Ливадия  в трёх километрах от Ялты (Крымская АССРРСФСРСССР) и стала последней конференцией лидеров антигитлеровской коалиции «большой тройки» в доядерную эпоху.

          В октябре 1944 года Красная армия пересекла границу Восточной Пруссии. Освобождена Албания. Венгрия объявила Германии войну. 27 января 1945 года советские войска перешли границу Германии и освободили узников концентрационного лагеря Освенцим, ставшего символом беспощадности фашистского режима, созданного в оккупированной Польше. К моменту начала Ялтинской конференции Красная армия находилась в 60 километрах от Берлина, войска союзников – в 500 километрах.

     30 января, незадолго до Ялтинской конференции, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль встретились на Мальте, чтобы обсудить стратегический план действий в Западной Европе. Было принято решение о нежелательности продвижения советских войск к Центральной Европе. Дальнейший ход действий необходимо было обсуждать со Сталиным.

          Много споров вызывало место будущей конференции. Одним из вариантов была Великобритания, которая была государством, равноудалённым как от США, так и от Советского Союза. Были предложения собраться в Каире, уже освобождённых от гитлеровцев Афинах или Риме. Но Иосиф Виссарионович Сталин настоял, чтобы встреча прошла на территории СССР, чтобы руководители союзных государств лично увидели, какой ущерб нанесла Германия нашей стране.

         Участники конференции располагались в трёх дворцах царского времени: делегация СССР во главе с Иосифом Сталиным (председатель Совета народных комиссаров СССР, верховный главнокомандующий ВС СССР) в Юсуповском дворце, делегация США во главе с Франклином Рузвельтом (президент США) — в Ливадийском дворце, делегация Великобритании во главе с Уинстоном Черчиллем (премьер-министр Великобритании) — в Воронцовском дворце.

         Допуск представителей прессы был жёстко ограничен, а список журналистов — согласован заранее участниками конференции. В секретной переписке руководства государств-участников конференцию называли кодовым словом «Аргонавт».

 Саму конференцию подготовили в предельно короткие сроки – меньше чем за месяц. Безопасность и комфорт участников советская сторона обеспечила образцово. Советскую делегацию также представляли нарком иностранных дел В.М. Молотов, военачальники Н.Г. Кузнецов, А.И. Антонов и С.А. Худяков, послы СССР в США и Великобритании А.А. Громыко и Ф.Т. Гусев, личный переводчик Сталина В.Н. Павлов.

Ялтинская конференция имела и имеет важнейшее историческое значение. Принятие на ней согласованных решений показало всему миру возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Больше 40 лет продержалась Ялтинская система международных отношений, и только с распадом Советского Союза начали разрушаться её основные положения. Но отдельные механизмы, выработанные тогда в Крыму, действуют и спустя 80 лет.

На выставке, вниманию посетителей представлены подлинные фотографии военных фотокорреспондентов, снимавших конференцию, фото из личных альбомов участников Ялтинской конференции, ранее неопубликованные документы.

В число экспонатов вошли материалы из личного архива члена Военного Совета Черноморского флота Ильи Азарова, рассказывающие о роли Черноморского флота в обеспечении работы Крымской конференции.

Несомненный интерес представляет раздел, посвящённый пребыванию Уинстона Черчилля в Севастополе, посещению им исторических мест и памятников в возрождаемом городе Морской славы России.

Выставка «Ялтинская конференция. Рассекреченные материалы» рассчитана как на специалистов-историков, так и на самую широкую аудиторию.  

Выставка "Платок горянки"

           15 ноября 2024 года музей «Дагестанский аул» представил выставку-дефиле «Платок горянки», автора проекта и основателя бренда этнических изделий Калимат Омаровой.

            Выставку открыла Сулейманова Зумруд Запировна, генеральный директор этнографического музея «Дагестанский аул».

             На открытии выставки присутствовали Алиева Асият Наримановна и Котенко Марина Анатольевна, депутаты Народного собрания Республики Дагестан,         Гаджиев Мурад Хабибович, заместитель министра культуры РД, Безрукова Анна Сергеевна, заместитель министра  по туризму и народным художественным промыслам Дагестана,     Ежова Марина Юрьевна,  Уполномоченный по защите семьи, материнства и прав ребенка РД, Газимагомедов Гамзат Газимагомедович, народный художник Российской Федерации, Магомедов Амирхан Нурмагомедович, народный художник Республики Дагестан, директор Выставочного зала Союза художников Дагестана, Уруджева Замира Курбановна,  директор Техникума Дизайна и информационных технологий, Дибирова Аймесей Ильясовна, директор Центра развития талантов «Альтаир», г. Махачкала,           Гасанова Зубайдат, директор центра «Кайтаги» и др.

          В экспозиции выставки представлены более 100 платков старинных хранителей, работы мастериц, выполненные по старинным образцам, а также коллекция платков, созданная   участниками выставки и автором проекта. В программе выставки — дефиле коллекции платков, открытие арт -площадки   «Эклектика»  и  мастер-классы по народным промыслам и росписи платка.

Выставка «Искусство как семейные ценности»

         

  В зале Союза художников открылась выставка «Искусство как семейные ценности» живописцев династии Курбановых: заслуженных художников России Хайруллаха Курбанова, Галины Пшеницыной, и их  талантливых сыновей Ярослава и Арсена.

          На открытии выставки присутствовали и выступили Зумруд Сулейманова, генеральный директор музея «Дагестанский аул»,  Мухтар Курбанов, первый заместитель министра культуры РД, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ,  Гейбат Гейбатов, народный художник РФ, Марат Ильясов,   депутат Народного собрания Республики Дагестан, Наталья Мусаева, преподаватель ДГПУ, заслуженный деятель искусств РД, Салам Хавчаев, заместитель главного редактора ГТРК «Дагестан», заслуженный работник культуры РФ,    Ибрагим-Халил Супьянов, народный художник РД, Абдулзагир Мусаев, завкафедрой живописи ХГФ ДГПУ, профессор, заслуженный художник РФ и др.

Выступающие отметили, какой значительный вклад внесли Хайрулла Курбанов и Галина Пшеницина в развитие изобразительного искусства и в обучение не одной плеяды молодых художников в республике. Творчество Хайруллаха, Галины и их сыновей Ярослава и Арсена всегда в зоне пристального внимания многих российских и зарубежных музеев, живописные работы покоряют душевностью и теплотой, вызывают неподдельный интерес и восхищение. ⠀

Галина Васильевна Пшеницына и сын Арсен Курбанов поблагодарили организаторов выставки — музей «Дагестанский аул» и Союз художников РД и тех, кто старался, вкладывал свои силы, чтобы выставка получилась яркой, интересной, насыщенной.

Выставка династии Курбановых

         Выставка династии Курбановых «Искусство как семейные ценности» приурочена к Году семьи. В коллекции династии имеется множество работ, посвященных этой тёплой, душевной и трогательной теме, ведь Дагестан славится не только богатым историко-культурным наследием, но и особым отношением к институту семьи. Впервые произведения семьи Курбановых выставляются перед зрителем в формате родители — дети.  Экспозиция включает семейные портреты, жанровые сцены на фоне горных пейзажей и интерьеров, а также философские и классические сюжеты матери и ребенка, где представлены работы мастеров, созданные в разные периоды творчества.

         Работы патриарха дагестанской живописи, её живой легенды Хайруллаха Курбанова, классически ясной, трепетной Галины Пшеницыной и их талантливых сыновей Арсена и Ярослава известны широкому кругу зрителей как в родной республике, так и далеко за её пределами. Художники-реалисты постоянные участники многочисленных республиканских, российских и международных выставок.

          Будучи художником с особенным лирическим складом живописного дарования, мастером композиции, обладающим уверенным чётким рисунком, и богато одаренным колористом, Хайруллах Магомедович создал свой особый художественный вкус. И одно из его замечательных качеств — способность отразить в портрете важные, сущностные стороны объекта, монументальность образов и глубокое авторское чувство, пронизывающее все его работы. Тонкий и проницательный художник, мастер психологического портрета, всегда узнаваем.

         В картинах художника Курбанова заметно виртуозное мастерство в передаче обычных, повседневных предметов быта. Его картины не только мастерски написаны, но и с документальной точностью передают горский быт. Это и не удивительно, ведь он и сам родился в живописном селе Хурукра 19 марта 1936 года.

     Талантливый бытописец любил рисовать с детства, в 1953 году поехал в Баку поступать в Нефтяной институт. Не поступив, устроился работать в книжное издательство, всё свободное время будущий народный художник Дагестана отдавал рисованию. Молодому человеку повезло, его рисунки попались на глаза художникам, посоветовавшие талантливому юноше поступать в Бакинское художественное училище им. А. Алимзаде.

После окончания училища в 1959 году, заручившись поддержкой одного из основателей дагестанского профессионального искусства, первого председателя Союза художников Дагестана художника Муэтдина–Араби Джемала, Хайруллах Курбанов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

       В родную республику хурукринец вернулся в 1965 году, его творческая, педагогическая и общественная деятельность теперь целиком и полностью была связана с Дагестаном. Хайруллах участник более ста республиканских, зональных, российских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы автора хранятся в музеях, частных и корпоративных собраниях России и зарубежья.

         Курбанов-старший преподавал в Дагестанском художественном училище им. М.А. Джемала, затем в художественно-графическом факультете ДГПУ. Член Союза художников РФ, Заслуженный деятель искусств ДАССР, Народный художник РД, Заслуженный художник РФ, лауреат республиканской премии     им. Г. Цадасы, с 1970 по 1997 год возглавлял Дагестанское отделение Союза художников РФ. На протяжении многих лет являлся членом Правления Союза художников России, секретарем Правления СХ России, председателем зонального Выставочного комитета «Юга России», депутатом и членом президиума Верховного совета ДАССР.

Со своей супругой — Галиной Пшеницыной он познакомился в институте.

        Родилась Галина Васильевна в 1940 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород) в семье людей, не связанных с искусством. О творчестве Галины Васильевны большую роль сыграла сестра матери, художница Галина Васильевна Рысина. С 1941 года и до конца жизни она преподавала в средней художественной школе им. Б. В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заметив у племянницы способности к рисованию, рекомендовала ей поступать в среднюю художественную школу, где Г. Пшеницына и проучилась с 1952 по 1959 год. В «Репинке» она училась в мастерской Б.В. Иогансона, которую после него вел А. Д. Зайцев.

          С 1966 по 1971 г. Галина Васильевна работала старшим преподавателем художественно-графического факультета ДГПУ, с 1971 г. –  им. М. Джемала. Произведения члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств РД, заслуженного художника РФ хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом, многие её работы вошли в фондовые коллекции республиканских музеев. Она участник более 150 республиканских, зональных, российских выставок.

           Живопись Галины Васильевны покоряет душевностью и теплотой, вызывают неподдельный интерес и восхищение. Она тонко чувствует мир горской природы, атмосферу дагестанской жизни в её спокойном течении и многообразии проявлений.

Галина Васильевна и Хайруллах Магомедович внесли неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства, обучение не одной плеяды одарённых учеников в республике и постижения молодыми художниками тайны искусства живописи.  Для своих учеников и последователей Х. Курбанов (И. Супьянов и   С. Батыров) и Пшеницына (И. Супьянов, Г. Габибуллаев, А. Забожанов,                  А. Моллакаев, С.Батыров) не только педагоги, но и старшие товарищи по искусству.   На протяжении многих лет, творя под крышей одной творческой мастерской сюжеты и образы, описываемые супругами не повторяются.

            Востребованные художники и педагоги не только авторы множества работ, но и родители троих творческих и успешных сыновей. Галина Васильевна и Хайруллах Магомедович сыграли немалую роль в создании той неуловимой, и вместе с тем, устойчивой атмосферы интеллигентного российского дома, в которой естественно развивались творческие способности детей, тяга к искусству. Неслучайно эта семья, с её культурными традициями воспитала замечательных художников современности Ярослава и Арсена.  

            Ярослав Хайруллахович родился в 1968 году в Махачкале. Обучался в Государственном академическом училище художественной росписи имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, с 2000 года живет и работает в Германии.

Художник в своём творчестве поднимает вечные темы: любовь и ненависть, предательство и преданность, уверенность и страх, а также лживые маски, несовпадающие с внутренними убеждениями человека.

         Суть произведений искусства Ярослава Хайруллаховича заключается в способности провоцировать мысль и вызывать эмоции зрителя. Он своего рода идеальный провокатор, балансирующий над бездной смыслов.

Автор стремится не только к преодолению разрыва между духовностью человеческой психики и внешней действительностью. Своих зрителей художник приглашает к самопознанию и самоанализу.

         Ярослав участник более 70 выставок (Россия, Голландия, Китай, США, Финляндия, Чешская Республика, Италия и др.). Живописные полотна Ярослава, впрочем, как и всех художников семьи, передаёт характерность персонажей, их индивидуальность и душевную теплоту. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и влекут своей искренностью. От сюжетов их картин веет простотой и теплом.

Арсен родился 29 июля 1969 года в г. Махачкале. С 1985 по 1988 год обучался в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала.  В 1988-1994 гг. учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры            им. И.Е. Репина Российской Академии художеств. Окончил институт по мастерской профессора, академика РАХ Ю.М. Непринцева.

         Член Союза художников России (с 1995 г.), преподаватель Российской Академии художеств, член Правления Союза Художников Санкт-Петербурга (2010-2012 года), с 2008 года преподает станковую живопись в «Репинке», является ответственным секретарем приемной комиссии института, а также Почётным профессором Шеньчженьского университета (Китай).

Арсен участник более ста выставок в России за рубежом (США, Германии, Китае и др.) Работы художника хранятся в музеях Эра Рантанен (Финляндия), Лайал Финли Коллекшин (США), современного искусства (г. Пекин), Академии художеств (г. Шеньян) городском музее искусств (г.Чиньдао).

       Метод Арсена Курбанова искусствоведы определяют, как «неоклассику». Творчество Арсена Курбанова, на первый взгляд, развивается в русле классической традиции — картины посвящены прочтению типичных для мирового искусства сюжетов. Однако художник стремится найти наиболее выигрышное сочетание техники и сюжетных линий старых мастеров с современными подходами к живописи и сюжетным коллизиям.

      Приверженцу реализма, как признаётся сам автор, немного идеализированного, нравится в своих работах отражать не только портретное сходство с людьми, но и разбираться в их внутреннем мире. Семья нередко становится объектом творчества Арсена Хайруллаховича и важнейшим стимулом для творчества художника. Следуя излюбленным темам своего творчества, он создал огромную галерею женских и детских портретов.

      Искусство Арсена Курбанова одновременно и интеллектуальное, и чувственное. Этим качеством их творчество схоже с братом – Ярославом.

Младший сын Магомед-Амир родился в 1975 году. В 1995 закончил механический техникум в Каспийске, а в 2000 году Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина), затем и аспирантуру данного университета.

         Участвовал в международных проектах по разработке сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) микроэлектроники (Финляндия, Германия, Япония, Англия, Франция…). В 2001 г. принимал участие в проектировании сотовой сети 3G в Японии.

         С 2019 работает «Дизайн-центре по разработке СВЧ микроэлектроники». О себе говорит: «Люблю в каждую свою разработку добавлять элемент неожиданности, который не влияет на функциональность. Мои девизы: «Эстетически красивый дизайн работает лучше, чем какой-то», «Уникальный опыт из одной области, всегда можно перенести в другую область, если знать, как!».

Жанровая общность картин с преобладанием пейзажно-портретной тематики, представленных на выставке, даёт представление о развитии дагестанского изобразительного искусства за более чем полвека на примере одной семьи. Художники не теряют связь с реальностью — воображаемой или конкретно наблюдаемой. Произведения разных лет и разных жанров пронизывает мысль о связи с прошлым, настоящим и будущим дагестанского народа.

Фотовыставка "Старые сёла - уходящая культура"

9 августа 2024 года в музее «Дагестанский аул» откроется фотовыставка «Старые сёла – уходящая культура»

Выставка даёт возможность проникнуться в историю и понять, как важно сохранить и передать традиции и культуру своих предков. Каждый камень, каждый дом — отражение богатой истории народов Дагестана.

Выставка открыта с 10:00-18:00 ч. выходной день – понедельник.
Адрес: г. Махачкала, ул. Даниялова, 31.

Фотовыставки в детском оздоровительно-образовательном учреждении "Солнечный берег"

      В летний период, в рамках выездной музейной программы, Музей «Дагестанский аул» 30 июля текущего года, в очередной раз, побывал в республиканском детском оздоровительно-образовательном учреждении «Солнечный берег» (Карабудахкентский район).
      Ранее, во вторую смену, музей представлял другие фотовыставки в этом же лагере для детей из разных районов республики и детей из Белгородской области. В этот раз, детям из Белгородской области и Луганской народной республики были представлены эскизы традиционных женских костюмов Дагестана и фотовыставка «С парада на фронт», о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
      Заместитель директора музея Ирина Хайбулаева ознакомила детей с историей, культурой и традициями народов Дагестана. Ребята с интересом слушали, с любопытством рассматривали экспонаты, задавали много вопросов о традициях и обрядах, быте и культуре народов Дагестана.

Фотовыставки в детском оздоровительном учреждении "Надежда"

    Музей «Дагестанский аул» представил две фотовыставки в детском оздоровительном лагере «Надежда» (Каякентский район) — «С парада на фронт», повествующая о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже и «Традиционный женский костюм народов Дагестана». С отдыхающими детьми была проведена беседа научным сотрудником музея Шуайбом Шейховым, о событиях, произошедших 25 лет назад, связанных с террористическим нападением на Республику Дагестан в 1999 году. Особое внимание уделил героическому подвигу народов Дагестана в борьбе с международными бандформированиями за сохранение целостности границ Российской Федерации, рассказал о глубоком патриотизме дагестанского народа и солидарности жителей Дагестана, о Победе, которая стоила многим дагестанцам жизни, но показала их непоколебимый стержень и преданность своей Родине.

Фотовыставки в детском оздоровительном учреждении "Орленок"

Музей «Дагестанский аул» побывал в детском оздоровительном учреждении «Орленок» (Буйнакский район) с фотовыставками. Детям представлены эскизы традиционных женских костюмов Дагестана и фотовыставка «С парада на фронт», о параде Победы в сентябре 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.

 

Фотовыставки в детских оздоровительных учреждениях республики

      Музей «Дагестанский аул» продолжает представление фотовыставок в летних оздоровительных учреждениях республики. На этот раз музей представил  фотовыставки «Традиционный женский костюм народов Дагестана» и «Башни Кавказа. Дагестан» в двух лагерях: Спортивно-оздоровительном лагере «Анжимастер» и ДОЛ «Аист» Карабудахкентского района. В данных лагерях отдыхают вместе с нашими детьми из республики, дети из Запорожской и Белгородской областей. К музею, по традиции,  присоединились артисты  Государственного ансамбля танца «Каспий» г. Дербента (дир. Багирова С.Н.)  с дефиле национальных костюмов. 

Фотовыставки в детских оздоровительных учреждениях республики

         Музей «Дагестанский аул» во исполнение Плана работы музея на 2024 год проводит фотовыставки в летних оздоровительных учреждениях республики. В первую смену музей представил две фотовыставки «Традиционный женский костюм народов Дагестана» и «Башни Кавказа. Дагестан» в Республиканском детском центре круглогодичного действия «Солнечный берег» для отдыхающих детей из г. Белгорода.  Украсили мероприятие и артисты  Государственного ансамбля танца «Каспий» г. Дербента с дефиле национальных костюмов и станцевали вместе с детьми лезгинку. 

Выставка "Узоры и ритмы Кавказа" во Всероссийском музее декоративного искусства (г. Москва)

        8 июня 2024 года во Всероссийском музее декоративного искусства открылась  выставка Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул», посвященная изобразительному и декоративно-прикладному искусству Республики Дагестан, созданному за последние десятилетия. В экспозиции представлено более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства 30 дагестанских художников, выполненных в разных техниках и жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет), сценография, а также женские традиционные костюмы, ювелирные и ковровые изделия.

        На выставке гармонично представлены произведения художников разных поколений и направлений: такие мастера портретного жанра, как живая легенда дагестанской живописи Хайрулла Курбанов, классически ясная Галина Пшеницына, темпераментный и экспрессивный Зулкарнай Рабаданов и художник-мудрец Ибрагим-Халил Супьянов – ведущий театральный художник Дагестана. Вы увидите тонкие, одухотворенные работы Саида Тихилова; и гармоничную живопись Арсена Кардашова, в своем поступательном движении к свету становящейся почти бесплотной. Вы встретитесь с таким замечательным колористом, как Хасбулат Юсупов, и такими многогранными живописцами и дизайнерами как Гамзат Гусейнов и Гусейн Гусейнов. Вы познакомитесь с творчеством многопланового художника Абдулзагира Мусаева, чьи работы стоят наряду с уже классическими образцами изобразительного искусства Дагестана и занимают важное место в изобразительном искусстве России. А рядом молодое поколение: прекрасные колористы Габибула Габибулаев, Мухтар Камбулатов, Исмаил Исмаилов, Тимур Карданов. Каждый из молодых художников обладает собственным видением, стилем, манерой. На красочном живописном фоне утонченно выглядит черно-белая графика: карандашные рисунки Юсупа Ханмагомедова и камерные гравюры их учеников М. Даудова, И. Исхакова, У. Магомедовой, Н. Каймаразовой и другие.

        Наряду с живописью и графикой на выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства – традиционные женские костюмы с серебряными украшениями, а также современные ювелирные изделия талантливого мастера Арслана Айсакадиева, выполненные в этническом стиле. Удивительно позитивный и темпераментный акцент всей выставке придают керамические композиции Ислама Шовкринского.

       Несмотря на стилистическую «многоголосицу», экспозиция не выглядит эклектичной в силу объединения ее одной темой и общим эмоциональным настроем, в основе которого — глубокая любовь к родной земле, ее древней культуре и духовному наследию. Выставка «Узоры и ритмы Кавказа» дает возможность посетителю ближе познакомиться с самобытной этнографией и культурой народов Дагестана.

Всероссийская акция "Ночь музеев"

Выставка «Нити»

Проект «Нити» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
    Это проект, главные задачи которого состоят в объединении нашей многонациональной Родины. Крепче всего страна связывается отношениями между людьми – нитями дружбы и взаимного интереса к культуре, традициям, к всем составляющим развития народов нашей огромной страны.
В основу проекта легла идея двух авторов – Родиона Исмаилова и Шамиля Ахмадулаева, — рассказать с помощью фотографии о Дагестане, о его традициях и красоте ландшафтов. Художники-фотографы — Шамиль Ахмадулаев, знакомый с историей и культурой Дагестана, и Родион Исмаилов, заинтересованный в том, чтобы раскрыть Дагестан для всей России.
Фотографы проехали по всем районам Дагестана и сделали высокохудожественные фотографии жителей каждого из районов, а также прекрасной природы этих краёв.
Проект «Нити» включает несколько составляющих – выставка фоторабот; мастер-классы по живописи Дагестана и созданию элементов национального костюма; лекции на тему быта народов Дагестана; круглые столы о важности развития межнациональных отношений в стране; показ документального фильма о Дагестане автора проекта «Нити» Родиона Исмаилова; создание электронной выставки фоторабот; создание короткометражного документального фильма о развитии проекта.

 

Выставка «Память»

5 апреля 2024 года состоялось открытие выставочного проекта «Память» организованного музеем «Дагестанский аул», Союзом художников РД совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы на Поклонной горе).Посетителям представлены две выставки «С парада – на фронт», повествующая о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже и «Полководцы Великой Отечественной войны», рассказывающая о становлении полководческого таланта в ходе сражений Великой Отечественной войны одиннадцати выдающихся полководцев — представителей новой советской школы военной науки. Среди них: один генералиссимус, девять маршалов и один генерал армии.
На выставке представлен материал из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы), партнера музея «Дагестанский аул». Кроме того, выставку дополнили живописные, графические и другие работы дагестанских художников на тему Великой Отечественной войны.

Открывая выставку, генеральный директор музея «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова отметила важность открытия выставок в преддверии Дня Победы, подробно рассказала о проводимых выставках и цели их проведения, призвала молодое поколение чаще задумываться над тем, какой ценой оплачивается мирная жизнь, и как легко из враждебной искры разжечь пламя войны.

Фирудин Раджабов, депутат Народного Собрания РД, председатель комитета Народного Собрания по национальной политике в своем выступлении сказал: — «дагестанские военнослужащие своими подвигами в зоне специальной военной операции сегодня доказывают, что подвиги предков не забыты, и в памяти поколений навсегда останутся мужество и стойкость защитников Родины». Мухтар Курбанов, первый заместитель министра культуры РД сказал о необходимости ознакомления школьников с выставками и проведения уроков истории на фоне выставок в зале Союза художников. В открытии выставки приняли участие и выступили: Асият Алиева и Елена Ельникова, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, Магарам Алиджанов, председатель Дагрегионального отделения Всероссийской организации ветеранов, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств и др. Выставки посетили кадеты МБОУ «КМШИ им. Героя Советского Союза М.И. Гаджиева», директора и представители музеев республики, художники, студенты и учащиеся, представители СМИ и др.

 

Выставка «Полководцы Великой Отечественной войны»

              22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз — началась Великая Отечественная война. Освободительная война советского народа длилась 1418 дней. Чтобы выстоять в тяжелейшей схватке с фашизмом, советскому государству пришлось напрячь все свои силы, задействовать все людские и материальные ресурсы. На выполнение ратного долга в годы Великой Отечественной войны в СССР было мобилизовано более 29,5 млн. человек. Тысячи предприятий по всей стране были переориентированы на выпуск военной продукции.
               Советское руководство противопоставило немецко-фашистскому наступлению стратегию упорной обороны в сочетании с фронтовыми и армейскими контрударами, частными наступательными операциями и партизанской борьбой в тылу врага. В годы Великой Отечественной войны сформировалась блестящая плеяда талантливых полководцев и военачальников.
                Предлагаемая Вашему вниманию выставка рассказывает о становлении полководческого таланта в ходе сражений Великой Отечественной войны одиннадцати выдающихся полководцев — представителей новой советской школы военной науки. Среди них: един генералиссимус, девять маршалов и один генерал армии. Все одиннадцать военачальников являются кавалерами ордена «Победа» — высшего военного ордена СССР Орден вручался за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне изменялось положение в пользу Красной Армии. И В. Сталин, Г.К. Жуков, А. М. Василевский были награждены орденом «Победа» дважды.
                Советские военачальники осуществили свыше 50 стратегических операций, из них 35 наступательных. Было проведено около 250 фронтовых и 1000 армейских операций. Советские войска разгромили более 600 дивизий Германии и её союзников. В ходе сражений была уничтожена основная масса военной техники немецких вооружённых сил: около 32-х тысяч танков, самоходных артиллерийских установок и штурмовых орудий, более 50-и тысяч самолётов, свыше 280-и тысяч артиллерийских орудий и миномётов. Потери немецкой армии на Восточном фронте составили более 70% от всех потерь вермахта во Второй мировой войне.
            По-разному складывалась воинская судьба каждого из одиннадцати героев. Кто-то из командарма в короткий срок становился командующим фронтом, которому Ставка не боялась доверить управление войсками на самых трудных оперативных направлениях. Кто-то, будучи командующим фронтом, призывался Ставкой для штабной работы и до конца войны занимался разработкой крупных боевых операций, координацией действий фронтов, формированием и распределением воинских резервов. Независимо от рода деятельности всех представленных военачальников объединяет, твёрдое уверенное руководство вверенными им войсками, тщательная подготовка боевых операций, гибкость оперативного мышления. Глубокими знаниями военного дела, широтой стратегического кругозора и смелостью оперативных решений они намного превзошли хвалёный генералитет нацистской Германии и милитаристской Японии.

 

Выставка «С парада на фронт»

          Выставка «С парада – на фронт» повествует о военных парадах 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже.
7 ноября 1941 года в нашей стране военный парад, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, прошел не только на Красной площади в Москве, но также в Куйбышеве (ныне Самара) и Воронеже. Выставочный проект организован Музеем — заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул», Союзом художников РД совместно с Музеем Победы на Поклонной горе.
Знаменитый парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Сводным оркестром на этом параде дирижировал Василий Агапкин, автор марша «Прощание славянки». Завершался парад исполнением именно этого марша.
Парад в Куйбышеве решено было провести из-за тяжелого положения под Москвой. Дипломатическую столицу перенесли в этот волжский город, и 7 ноября 1941 года в Куйбышеве парад прошел на глазах у иностранных журналистов и представителей дипмиссий. Военные атташе Турции и Японии, присутствующие на параде, доложили руководству своих стран о военной мощи СССР. После этого ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР. Украшением парада в Куйбышеве стала его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов. Даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде 9 мая 2010 года над Красной площадью пролетело только 127 самолетов.
На центральной площади Воронежа парад начался в 11 часов – спустя 3 часа после начала парада на Красной площади в Москве. Поскольку в Воронеже не нашлось артиллерийских частей с пушками, устроители парада взяли в местном краеведческом музее два орудия времен гражданской войны и провезли их на конной тяге перед трибуной. Пушки оказались вполне исправными, и солдаты взяли их с собой. Участвующие в воронежском параде войска также отправлялись сразу на фронт.
На выставке представлен материал из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы), партнера музея «Дагестанский аул».

 

Выставка «Салют над Невой»

      16 февраля 2024 года в выставочном зале музея «Дагестанский аул» открылась фотовыставка «Салют над Невой», которая представлена нашим партнером — Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Музей Победы).
          Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и демонстрирует хронологию событий с начала обороны города в июле 1941 года до праздничного салюта в честь полного снятия блокады 27 января 1944 года.
         Открывая выставку, генеральный директор «Дагестанского аула» Зумруд Сулейманова отметила, что мужество, необычайная сила воли и упорство жителей северной столицы, которые не только переносили тяготы жизни в условиях осажденного города, но и своим трудом и отвагой сделали все для спасения родного Ленинграда. Она также сказала, что в составе Ленинградского фронта, в тяжелейших условиях, плечом к плечу, мужественно с фашистами сражались воины — представители разных национальностей со всего Советского Союза, в том числе и более 10 тысяч дагестанцев. Дагестанские воины проявили исключительную храбрость и стойкость, внесли значительный вклад в освобождение города от блокады.
        Мурад Гаджиев, заместитель министра культуры РД в своем выступлении призвал всех посетить выставку, задуматься о значении и ценности свободы, о подвиге наших предков и о нашей роли, как наследников. «Пример героического Ленинграда вдохновлял всю армию и тыл. И сегодня это единство и солидарность служат для нас примером. Давайте не забудем блокаду и те подвиги российского народа, которые позволили нам жить в мире и свободе!» отметил он.
        В открытии выставки приняли участие и выступили: Булатов Осман, депутат Народного Собрания Республики Дагестан, Магарам Алиджанов, председатель Дагрегионального отделения Всероссийской организации ветеранов, Магомедхан Магомедханов, завотделом этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Курбанали Магомедов, председатель Союза художников РД, заслуженный художник РД, Мухтар Камбулатов, директор ДХУ им. Джемала, народный художник РД, Алисултан Алисултанов, председатель махачкалинского городского Совета ветеранов войны в Афганистане и др.
            Выставку посетили представители:
Муниципального Центра военно-патриотической направленности «Молодая гвардия» г. Каспийска, регионального отделения Российского исторического общества РФ по РД, Координационного совета ветеранских организаций, участников и инвалидов афганских событий, семей погибших, ветеран войны в Афганистане, махачкалинского городского Совета ветеранов войны в Афганистане, кадеты МБОУ «КМШИ им. Героя Советского Союза М.И. Гаджиева», студенты и учащиеся, представители СМИ и др. В конце мероприятия, руководитель и преподаватели кадетского корпуса были отмечены дипломами, за совместную работу  по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«Музей «Дагестанский аул» является партнером Музея Победы на Поклонной горе в рамках Международного проекта «Территория Победы», который объединяет 250 музеев и военно-исторических центров России и зарубежных стран».