Click Here
Previous
Next

Оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII веке. Оружие изготовлялось во многих аулах Дагестана. Одни из них специализировались на производстве  холодного оружия, другие – огнестрельного,  в некоторых было развито и то и другое.

 

Наиболее крупными и древними центрами оружейного производства считаются селения Кубачи, Харбук, Амузги, Казикумух, Н. Казанище, Гоцатль, Унцукуль, Согратль, Куяда и некоторые др.

Первые упоминания о металлопромышленном промысле и оружейном производстве на территории Дагестана относятся к VI–VII векам.

Клинки здешних мастеров сравнивали с иранскими, откуда, как долгое время считалось, оружейники позаимствовали промысел. Однако учёные середины XX века доказали, что дагестанское искусство изготовления и обработки оружия имеет местные корни.

Каждый кинжал – произведение искусства, каждый украшен знаменитым орнаментом, клеймом мастера, нередко изречением.

Ковали клинки амузгинские оружейники. Самыми дешёвыми орудиями были цельностальные, но обычно кинжалы делали из железа со стальной полосой по ребру. Клинок тянули, обрабатывали, выстругивали долы, долго шлифовали, а затем закаляли. Сваривая фрагменты разной плотности, чередуя железо и сталь (всего 13 стадий обработки), амузгинские мастера создавали узорчатый металл особой прочности с характерными волнистыми прожилками сварившихся пластин.

В крупных центрах Амузги, Кази-Кумух, Казанище, Мулебки и Харачи делали практически все типы одиночного и парного холодного оружия. Кинжалы и шашки, сабли и палаши отличались надёжностью, прочностью и характерным орнаментом, к тому же были богато инкрустированы золотом и серебром.

Оружейники аварского Гоцатля, где производство не было поставлено на поток, были не менее даровиты, чем кубачинские, и довольно известны. Их мастерство, основанное на ювелирных аварских традициях, отличалось особой чеканностью рисунка, сочетающего как симметричные, так и ассиметричные фрагменты. Оружие гоцатлинцы делали не только из золота и серебра, но  также из меди и мельхиора.

Так сложилось, что, оказавшись на перекрёстке культур, Дагестан впитал понемногу и от северных соседей – кочевников, и от южных – персов, и от западных – римлян.

Знаменитый кавказский культ оружия, распространённый по всему региону, был связан не столько с вынужденной воинственностью народов, сколько с обрядовой культурой. Павшего воина обязательно либо хоронили с клинком, либо вонзали меч в изголовье его могилы. Для защиты от злых духов в колыбель младенца клали нож, а в изголовье роженицы – шашку. Впрочем, производство оружия было вызвано и постоянной необходимостью обороняться, так что промысел отчасти был важнее земледелия – практически в каждом селении работал мастер оружейных дел.