Click Here
Previous
Next

Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности.  В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII  вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов. Известными центрами медночеканного производства были: даргинское селение Кубачи, лакские – Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль.

Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности. Раскопки археологов в равнинной прикаспийской полосе, в Чиркейском, Верхнегунибском и других поселениях подтверждают, что еще в IV — II тыс. до н.э. на территории нынешнего Дагестана была развита культура обработки бронзы.

Расцвет ремесла и торговли способствовал зарождению центров ремесленного производства, предшествовавших появлению такого крупного центра металлообработки как Зерихгеран (древнее название аула Кубачи). В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кальчуг, удил, стремян. В XII — XIII вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов. На туловах так называемых албанских котлов изображались крылатые грифоны, животные, птицы. Ранние котлы, декорированные рельефными изображениями, имели шаровидную форму. Более поздние котлы украшались изобразительными сюжетами, а форма их стала приземистой.

Самым древним изделием из литой бронзы является светильник «чираг» сохранивший свою функцию фонаря до начала ХХ в. По своим пропорциям форма светильника близка к античной. Особая группа изделий из металла — медно-чеканная посуда. Известными центрами медно-чеканного производства в XII в. стали селения расположенные близ крупных разработок залежей меди: даргинское селение Кубачи, лакские — Кумух и Кунди, позднее — аварское селение Гоцатль. Чеканная утварь, бытовавшая в каждом дагестанском доме, была очень практична: легко правилась, хорошо лудилась, а при необходимости медно-чеканные изделия переплавлялись и делались заново. Наиболее распространенными медными изделиями были кувшины — водолеи, большие водоносные сосуды, кружки для питья, подойники, мерки, веса, большие настенные блюда с крупным орнаментом, служившие для украшения стен сакли.

Вторым крупным центром художественной обработки металла в Дагестане после Кубачей является лакское селение Кумух со всеми прилегающими к нему населенными пунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и др. Самым крупным промыслом у лакцев было производство медной посуды. Из меди изготавливали разнообразную дешевую утварь, отличавшуюся изяществом форм, простотой декора, наносимого штихелем по луженой поверхности.

Наибольшее распространение среди произведений лакских мастеров получили водоносные сосуды «вараки» и водолейные кувшины «гунгуми». Большинство изделий лакских медников предназначалась для внутреннего рынка. Однако малоземелье, трудные экономические условия жизни в горах вынуждали мастеров отходничать в города Закавказья, Северного Кавказа, России и за рубежом. Наиболее известными центрами медно-чеканного ремесла у аварцев считались аулы Гоцатль и Ичичали. Аварские водоносные кувшины из Гоцатля обычно выполнялись из красной меди и покрывали полудой. Это строгие монументальные сосуды с шаровидным туловом, высоким узким горлом и откидной крышкой. Скульптурность форм подчеркнута чеканными полосками, расположенными поперек горловины и на поддоне, выпуклыми медальонами на плечиках с элементами гравированного, растительного орнамента, который оттеняет красный цвет меди на фоне серебристой посуды.

Большое место среди медно-чеканных изделий всех народностей Дагестана занимают круглые подносы различной величины. В чеканном орнаменте подносов преобладают копьевидные элементы, свастические выкружки — солярные мотивы, всевозможные розетки из лепестков и почек. Вся эта медно-чеканная утварь находится в фонде музея, часть экспонатов выставлена в постоянной экспозиции.