Click Here
Previous
Next

                    Большое развитие получило производство тканей из шерсти, хлопка, конопли и т. д. Среди тканей домашнего изготовления первое место принадлежало сукну. Сукноделием занимались в Дагестане почти повсеместно, где было овцеводство, но главными его центрами считали Даргинский, Казикумухский, Аварский, Андийский округа. Качественные сукна вырабатывались и у народов Южного Дагестана. Широко использовались в Южном Дагестане и акушинские сукна, и «кубинские шали». Производством сукна занимались и кумыкские женщины. На изготовление стандартного отреза сукна (примерно 7–8,5 м.) уходило от двух недель до 40 дней и больше.

Широкое распространение золотошвейное искусство получило в Дагестане в начале XX века, хотя при дворах казикумухских ханов, кайтагских уцмиев, аварских нуцалов и тарковских шамкалов оно встречалось и в более раннее время. В центральных аварских (Чох, Согратль, Чарода) и даргинских (Кубачи, Губден) селениях с применением техники золотого шитья изготовлялись самые разнообразные предметы быта: занавесы на нишу, подушки, настенные коврики, сумочки и игольницы. До настоящего времени в Кубачах сохранился обычай украшения золотошвейным узором больших белых головных платков. Это очень тонкий изящный узор растительного характера. 

Оберег дагестанской культуры. Так называют кайтагскую вышивку. Искусство древнее, практически утраченное. В Дагестане получили развитие около 15 различных техник вышивки. Но именно работы кайтагцев считают национальным достоянием. Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь. В кайтагской вышивке используется 16 различных швов. Основа — «гладь», а особенность — «прикреп». Разноцветные шелковые нити прикрепляли сверху к ткани дополнительными стежками. В европейских странах в конце XIX века такие швы получили название «восточные». Работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех месяцев до полугода.Увлечение вышивкой повлекло за собой развитие целой отрасли — разведение шелкопряда. Мастерицы сами пряли и красили шелковые нити. Красили, к слову, подручными средствами. В ход шли растение индиго, насекомое кошениль, грецкий орех и кора деревьев. Предпочтение отдавали оттенкам, близким к природе. А для самых роскошных узоров использовались золотые и серебряные нити.